Советские автотракторные прицепы 1941-45

Полезные ссылки, чертежи, секреты мастерства, фото и тд

Автор темы
Ivan_P
Сообщения: 456
Зарегистрирован: 17 фев 2018, 20:39

Советские автотракторные прицепы 1941-45

Сообщение Ivan_P » 24 янв 2019, 15:52

Всем привет,
не нашел темы про прицепы, стартовал новую.


Давно бродила мысль собрать из разных запчастей какой-нибудь прицеп, чтобы еще более разнообразить палитру техники РККА на полке.
По этому поводу просмотрел фотки, разобрал по кучкам, кое-что подписал.
Самым простым для моделирования представляется прицеп "2-АП-3 (П-3)" и его упрощенная версия "АПУ"
Изображение Изображение

После более пристального рассмотрения идея утратила первоначальную привлекательность, т.к. ни из имеющихся запчастей АЕРовских ЗИС-5 ничего толком не подходит.
Кузов прицепа длиннее и имеет другое количество петель. Колеса убогие, но с этим можно было бы смириться если все остальное собиралось на раз-два из остатков. типа quick-win для заднего плана.
Если уж тратить время на все с нуля, то оставлять такие колеса уже стремно.

Тем не менее, раз уж время на сбор, сортировку и осмысление картинок потрачено, выложу скопом, вдруг кому да пригодится.

Для начала краткая справка из книги Дмитрия Дашко "Транспорт Красной армии в Великой Отечественной войне"

Самая распространенная модель двухосного прицепа в СССР в годы войны. Предназначался для буксировки автомобилями ЗИС-5, ЗИС-6 и ЯГ-6 или гусеничными тягачами.
Производители:
Ирбитский завод автоприцепов №1
Московский завод автоприцепов №2
Лодейно-польский завод автоприцепов №3
Ишимский завод автоприцепов №3
Сосьвинский завод автоприцепов №4
Машиностроительный завод им. Петровского, г.Херсон

Выпуск: с 1939 года
Грузоподъемность, кг 3000
Снаряженная масса, кг 1910
Тип колес ЗИС-5, односкатные
Тип тормозов Автоматические, колодочные
Погрузочная высота, мм 1230
ГАБАРИТЫ, мм:
Длина с дышлом 5700
Ширина 2200
Высота 1750

И в паре с ним упрощенная версия "АПУ"
http://s4.uploads.ru/t/LSYsE.jpg
Упрощенный автотракторный прицеп с узкой базой и без тормозной системы. Буксировался автомобилями грузоподъемностью от 3-х тонн, а также гусеничными тягачами.
Производитель: Усть-Тосненский завод автоприцепов №4, ст. Пелла
Выпуск: 1938-1941 гг.
Грузоподъемность, кг 3000
Тип колес ЗИС-5, односкатные
Погрузочная высота, мм 1165
ГАБАРИТЫ, мм:
Длина без дышла 3800
Ширина 1800
Высота 1465


Характерные признаки, могут помочь идентифицировать объект на фотографии
Изображение
Кузов
- Петли (плоские) и замки бортов (шпингалеты) как на ЗИС-5
- Шпингалеты замка проходит через ухо на крайних петлях бокового борта, соответственно петля размещена близко к окончаниям борта, что является наиболее заметным на фотографиях признаком, отличающим прицепы СССР от иностранных.
- На боковых бортах 5 петель (на АПУ - 4). По верхнему краю борта наложен брус, срезанный к краям до трапеции
- На заднем и переднем бортах накладные уши для замка. далее от них петли. соответственно отстоят от окончаний дальше чем крайние боковые петли, что также является характерным визуальным признаком.
- На заднем борту 3 петли
- На переднем борту (неоткидном) 3 полосы без петель. Передний борт закреплен к раме парой коротких стоек из Т-профиля, с заостренными концами.
- Борта собраны из 4-х досок

Под кузовом, ближе к задней оси
- Слева дощатый ящик с дощатой же крышкой
- По центру запаска,
- Справа пусто

Рама кузова/поперечины
- два швеллера, чуть длиннее кузова (выступают вперед и к концам крепятся уголки переднего борта)
- 5 траверс из швеллеров того же сечения. пары над осями развернуты полками пустой частью друг к другу. центральная - назад.
- по бокам за пределы рамы траверсы продолжаются уголком, вертикальная полка которого скошена к краю.
- уголок развернут в те же стороны как траверсы, из-за этого при взгляде с кормы под кузовом видна цельная трапеция, но присмотревшись видны щели между рамой и уголками.
эти элементы являются одним из видимых отличий от упрощенного АПУ, на котором задача решена толстыми брусьями

АПУ
- 4 петли на борт
- под кузовом поперечные детали каркаса не из уголков, а толстого бруса.


Подборка фотографий, на которых с большой вероятностью то что нужно
Изображение Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение

И отдельно упрощенный АПУ
Изображение Изображение Изображение


Соображения по размерам
Указанные в книге Дашко габариты трудно точно применить для определения размера кузова,
т.к. "длина с дышлом" ни о чем не говорит, а "длина без дышла" учитывает выступающие за габариты кузова нос передней тележки и сцепное устройство.
Пока в порядке домыслов посмотрел на схемку следующей, послевоенной модели У2-АП-3.
Изображение
Прицеп имеет совсем другую раму, но по общим пропорциям похож и имеет смысл посмотреть на его размеры

Картинка и описание отсюда http://parm.mybb.ru/viewtopic.php?id=186
-Габаритные размеры (мм):
-- Длина с дышлом 5522
-- Ширина 2266
-- Высота 1810
-Внутренние размеры платформы (мм):
-- Длина 3476
-- Ширина 2082
-- Высота 578
-Размеры рамы по продольным балкам (мм):
-- Длина 3564
-- Ширина 1050
Погрузочная высота (мм) 1232

Заметим, что ширина 2266 указана с учетом усилительного бруса.
Из схемы, отталкиваясь от указанной колесной базы, можно посчитать
- длина кузова 3630
- длина без дышла (от переднего края тележки до края сцепного устройства) ~ 3800 (что соответствует данным по АПУ)

То есть, на мой взгляд при отсутствии других источников, эту схему можно взять за основу для определения размеров деталей модели в слепом масштабе.
Даже если длина может гулять туда-сюда по разным источникам, думаю можно быть уверенным, что кузов длиннее чем у ЗИСа
(Из попавшихся источников размеры кузова ЗИС-5 Внешние 3150 x 2150..2200, Внутренние 3071..3085 x 2068) т.е. он на полметра короче.

Соответственно кузов от ПСТшной модели ЗИСа не подойдет. Его конечно несложно и вручную сделать, но тогда получается что вообще ничего нельзя взять и затея теряет смысл

Ладно, будем считать сохранил для возможного последующего использования.

Предлагаю сюда же выкладывать информацию по всем нашим прицепам.

Отправлено спустя 6 минут 11 секунд:
Далее,
детально не разбирал, но собрал в один фолдер все хотя бы издали похожее на 2-АТП-4 и 2-АТП-5.
Ориентировался по количеству колес и петлям/замкам кузова

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Отправлено спустя 3 минуты 33 секунды:
Отдельный интерес по вот этим образцам
Это 2-АП-3 или 2-АТП-4 ?
Изображение Изображение



organic
Сообщения: 10050
Зарегистрирован: 25 сен 2015, 14:43
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45

Сообщение organic » 24 янв 2019, 16:11

Ну вместо схемки из книги Дашко лучше бы дать таковую из "Атласа конструкции автомобильных прицепов", 1949 года она кажется...:roll: :mrgreen:
Прежде люди были ближе друг другу, поскольку оружие было только ближнего боя.
Изображение

Аватара пользователя

Гарик М
Сообщения: 3067
Зарегистрирован: 25 сен 2015, 11:36

Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45

Сообщение Гарик М » 24 янв 2019, 16:26

organic писал(а): Ну вместо схемки из книги Дашко лучше бы дать таковую из "Атласа конструкции автомобильных прицепов", 1949 года она кажется...:roll: :mrgreen:
Дык по ссылке этот атлас и есть


Автор темы
Ivan_P
Сообщения: 456
Зарегистрирован: 17 фев 2018, 20:39

Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45

Сообщение Ivan_P » 24 янв 2019, 16:29

О! Спасибо большое!
не знал про этот источник

Аватара пользователя

bearn
Сообщения: 471
Зарегистрирован: 26 сен 2015, 20:28
Откуда: Пермь

Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45

Сообщение bearn » 25 янв 2019, 04:49

Добавлю немного.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение


marauder_x
Сообщения: 80
Зарегистрирован: 30 май 2018, 10:01

Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45

Сообщение marauder_x » 29 янв 2019, 13:04

ВДНХ 1939 года
http://www.etoretro.ru/pic101766.htm?so ... &sort=DESC

Отправлено спустя 16 минут 1 секунду:
объявление о продаже прицепа. возможно 2-АП-3. https://forum.ww2.ru/index.php?app=ebay ... &t=4759317

можно было бы снять обмеры


Автор темы
Ivan_P
Сообщения: 456
Зарегистрирован: 17 фев 2018, 20:39

Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45

Сообщение Ivan_P » 29 янв 2019, 22:31

объявление о продаже прицепа. возможно 2-АП-3. https://forum.ww2.ru/index.php?app=ebay ... &t=4759317
можно было бы снять обмеры
Судя по изгибу рамы - больше похоже на более поздний У2-АП-3 (см схема выше).
В любом случае спасибо!

Аватара пользователя

Эдуард Головашкин
Сообщения: 11729
Зарегистрирован: 24 сен 2015, 15:26
Откуда: г. Шебекино, Белгородской обл.

Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45

Сообщение Эдуард Головашкин » 30 янв 2019, 11:56

Изображение


organic
Сообщения: 10050
Зарегистрирован: 25 сен 2015, 14:43
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45

Сообщение organic » 30 янв 2019, 15:50

Кстати, на счет прицепов на ЯГ-6 - есть только пара кадров из видео, снятого под Ленинградом после снятия блокады, где они буксируют прицепы. В описании же грузовика сказано "Буксировка прицепа данным грузовиком нецелесообразна ввиду малой мощности двигателя и отсутствия запаса тягового усилия"...
Прежде люди были ближе друг другу, поскольку оружие было только ближнего боя.
Изображение


the trucker
Сообщения: 3145
Зарегистрирован: 25 окт 2015, 16:00

Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45

Сообщение the trucker » 31 янв 2019, 01:40

organic писал(а):В описании же грузовика сказано "Буксировка прицепа данным грузовиком нецелесообразна ввиду малой мощности двигателя и отсутствия запаса тягового усилия"...
Раз так, то не пойму зачем нужно было вообще конструировать и запускать в производство 2-АП-5, раз в те времена другого подходящего кандидата в тягачи не было? Или только на гусеничные тракторы надеялись?
Целесообразна или нет, но даже и немцы буксировкой не брезговали:

Изображение Изображение

Правда, это ихний 3-тонний "Штейнфурт", но невелика разница.


organic
Сообщения: 10050
Зарегистрирован: 25 сен 2015, 14:43
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45

Сообщение organic » 31 янв 2019, 01:47

the trucker писал(а): Или только на гусеничные тракторы надеялись?
Я-5, но его выпуск прекратили в пользу ЯГ-10 из-за двигателей, да ЯГ-10 спокойно тянул прицепы. Просто двигатель у Я-5 Геркулес, как и на ЯГ-10, а вот на ЯГ-6 - банальный ЗИС-5 от трехтонки...
Прежде люди были ближе друг другу, поскольку оружие было только ближнего боя.
Изображение


the trucker
Сообщения: 3145
Зарегистрирован: 25 окт 2015, 16:00

Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45

Сообщение the trucker » 31 янв 2019, 02:36

Теоретически Все правильно. Но в жизни по сравнению с полуторками и захарами даже ЯГ-6 были каплей в море, не говоря уже о "Коба Джугашвили" и ЯГ-10. Кустарники остаются кустарниками...

Аватара пользователя

Эдуард Головашкин
Сообщения: 11729
Зарегистрирован: 24 сен 2015, 15:26
Откуда: г. Шебекино, Белгородской обл.

Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45

Сообщение Эдуард Головашкин » 21 фев 2019, 17:21

Изображение


organic
Сообщения: 10050
Зарегистрирован: 25 сен 2015, 14:43
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Советские автотракторные прицепы 1941-45

Сообщение organic » 06 янв 2020, 14:14

:roll: :mrgreen:
:arrow:
Изображение
Прежде люди были ближе друг другу, поскольку оружие было только ближнего боя.
Изображение

Ответить