Советские автотракторные прицепы 1941-45
Советские автотракторные прицепы 1941-45
Всем привет,
не нашел темы про прицепы, стартовал новую.
Давно бродила мысль собрать из разных запчастей какой-нибудь прицеп, чтобы еще более разнообразить палитру техники РККА на полке.
По этому поводу просмотрел фотки, разобрал по кучкам, кое-что подписал.
Самым простым для моделирования представляется прицеп "2-АП-3 (П-3)" и его упрощенная версия "АПУ"
После более пристального рассмотрения идея утратила первоначальную привлекательность, т.к. ни из имеющихся запчастей АЕРовских ЗИС-5 ничего толком не подходит.
Кузов прицепа длиннее и имеет другое количество петель. Колеса убогие, но с этим можно было бы смириться если все остальное собиралось на раз-два из остатков. типа quick-win для заднего плана.
Если уж тратить время на все с нуля, то оставлять такие колеса уже стремно.
Тем не менее, раз уж время на сбор, сортировку и осмысление картинок потрачено, выложу скопом, вдруг кому да пригодится.
Для начала краткая справка из книги Дмитрия Дашко "Транспорт Красной армии в Великой Отечественной войне"
Самая распространенная модель двухосного прицепа в СССР в годы войны. Предназначался для буксировки автомобилями ЗИС-5, ЗИС-6 и ЯГ-6 или гусеничными тягачами.
Производители:
Ирбитский завод автоприцепов №1
Московский завод автоприцепов №2
Лодейно-польский завод автоприцепов №3
Ишимский завод автоприцепов №3
Сосьвинский завод автоприцепов №4
Машиностроительный завод им. Петровского, г.Херсон
Выпуск: с 1939 года
Грузоподъемность, кг 3000
Снаряженная масса, кг 1910
Тип колес ЗИС-5, односкатные
Тип тормозов Автоматические, колодочные
Погрузочная высота, мм 1230
ГАБАРИТЫ, мм:
Длина с дышлом 5700
Ширина 2200
Высота 1750
И в паре с ним упрощенная версия "АПУ"
http://s4.uploads.ru/t/LSYsE.jpg
Упрощенный автотракторный прицеп с узкой базой и без тормозной системы. Буксировался автомобилями грузоподъемностью от 3-х тонн, а также гусеничными тягачами.
Производитель: Усть-Тосненский завод автоприцепов №4, ст. Пелла
Выпуск: 1938-1941 гг.
Грузоподъемность, кг 3000
Тип колес ЗИС-5, односкатные
Погрузочная высота, мм 1165
ГАБАРИТЫ, мм:
Длина без дышла 3800
Ширина 1800
Высота 1465
Характерные признаки, могут помочь идентифицировать объект на фотографии
Кузов
- Петли (плоские) и замки бортов (шпингалеты) как на ЗИС-5
- Шпингалеты замка проходит через ухо на крайних петлях бокового борта, соответственно петля размещена близко к окончаниям борта, что является наиболее заметным на фотографиях признаком, отличающим прицепы СССР от иностранных.
- На боковых бортах 5 петель (на АПУ - 4). По верхнему краю борта наложен брус, срезанный к краям до трапеции
- На заднем и переднем бортах накладные уши для замка. далее от них петли. соответственно отстоят от окончаний дальше чем крайние боковые петли, что также является характерным визуальным признаком.
- На заднем борту 3 петли
- На переднем борту (неоткидном) 3 полосы без петель. Передний борт закреплен к раме парой коротких стоек из Т-профиля, с заостренными концами.
- Борта собраны из 4-х досок
Под кузовом, ближе к задней оси
- Слева дощатый ящик с дощатой же крышкой
- По центру запаска,
- Справа пусто
Рама кузова/поперечины
- два швеллера, чуть длиннее кузова (выступают вперед и к концам крепятся уголки переднего борта)
- 5 траверс из швеллеров того же сечения. пары над осями развернуты полками пустой частью друг к другу. центральная - назад.
- по бокам за пределы рамы траверсы продолжаются уголком, вертикальная полка которого скошена к краю.
- уголок развернут в те же стороны как траверсы, из-за этого при взгляде с кормы под кузовом видна цельная трапеция, но присмотревшись видны щели между рамой и уголками.
эти элементы являются одним из видимых отличий от упрощенного АПУ, на котором задача решена толстыми брусьями
АПУ
- 4 петли на борт
- под кузовом поперечные детали каркаса не из уголков, а толстого бруса.
Подборка фотографий, на которых с большой вероятностью то что нужно
И отдельно упрощенный АПУ
Соображения по размерам
Указанные в книге Дашко габариты трудно точно применить для определения размера кузова,
т.к. "длина с дышлом" ни о чем не говорит, а "длина без дышла" учитывает выступающие за габариты кузова нос передней тележки и сцепное устройство.
Пока в порядке домыслов посмотрел на схемку следующей, послевоенной модели У2-АП-3.
Прицеп имеет совсем другую раму, но по общим пропорциям похож и имеет смысл посмотреть на его размеры
Картинка и описание отсюда http://parm.mybb.ru/viewtopic.php?id=186
-Габаритные размеры (мм):
-- Длина с дышлом 5522
-- Ширина 2266
-- Высота 1810
-Внутренние размеры платформы (мм):
-- Длина 3476
-- Ширина 2082
-- Высота 578
-Размеры рамы по продольным балкам (мм):
-- Длина 3564
-- Ширина 1050
Погрузочная высота (мм) 1232
Заметим, что ширина 2266 указана с учетом усилительного бруса.
Из схемы, отталкиваясь от указанной колесной базы, можно посчитать
- длина кузова 3630
- длина без дышла (от переднего края тележки до края сцепного устройства) ~ 3800 (что соответствует данным по АПУ)
То есть, на мой взгляд при отсутствии других источников, эту схему можно взять за основу для определения размеров деталей модели в слепом масштабе.
Даже если длина может гулять туда-сюда по разным источникам, думаю можно быть уверенным, что кузов длиннее чем у ЗИСа
(Из попавшихся источников размеры кузова ЗИС-5 Внешние 3150 x 2150..2200, Внутренние 3071..3085 x 2068) т.е. он на полметра короче.
Соответственно кузов от ПСТшной модели ЗИСа не подойдет. Его конечно несложно и вручную сделать, но тогда получается что вообще ничего нельзя взять и затея теряет смысл
Ладно, будем считать сохранил для возможного последующего использования.
Предлагаю сюда же выкладывать информацию по всем нашим прицепам.
Отправлено спустя 6 минут 11 секунд:
Далее,
детально не разбирал, но собрал в один фолдер все хотя бы издали похожее на 2-АТП-4 и 2-АТП-5.
Ориентировался по количеству колес и петлям/замкам кузова
Отправлено спустя 3 минуты 33 секунды:
Отдельный интерес по вот этим образцам
Это 2-АП-3 или 2-АТП-4 ?
не нашел темы про прицепы, стартовал новую.
Давно бродила мысль собрать из разных запчастей какой-нибудь прицеп, чтобы еще более разнообразить палитру техники РККА на полке.
По этому поводу просмотрел фотки, разобрал по кучкам, кое-что подписал.
Самым простым для моделирования представляется прицеп "2-АП-3 (П-3)" и его упрощенная версия "АПУ"
После более пристального рассмотрения идея утратила первоначальную привлекательность, т.к. ни из имеющихся запчастей АЕРовских ЗИС-5 ничего толком не подходит.
Кузов прицепа длиннее и имеет другое количество петель. Колеса убогие, но с этим можно было бы смириться если все остальное собиралось на раз-два из остатков. типа quick-win для заднего плана.
Если уж тратить время на все с нуля, то оставлять такие колеса уже стремно.
Тем не менее, раз уж время на сбор, сортировку и осмысление картинок потрачено, выложу скопом, вдруг кому да пригодится.
Для начала краткая справка из книги Дмитрия Дашко "Транспорт Красной армии в Великой Отечественной войне"
Самая распространенная модель двухосного прицепа в СССР в годы войны. Предназначался для буксировки автомобилями ЗИС-5, ЗИС-6 и ЯГ-6 или гусеничными тягачами.
Производители:
Ирбитский завод автоприцепов №1
Московский завод автоприцепов №2
Лодейно-польский завод автоприцепов №3
Ишимский завод автоприцепов №3
Сосьвинский завод автоприцепов №4
Машиностроительный завод им. Петровского, г.Херсон
Выпуск: с 1939 года
Грузоподъемность, кг 3000
Снаряженная масса, кг 1910
Тип колес ЗИС-5, односкатные
Тип тормозов Автоматические, колодочные
Погрузочная высота, мм 1230
ГАБАРИТЫ, мм:
Длина с дышлом 5700
Ширина 2200
Высота 1750
И в паре с ним упрощенная версия "АПУ"
http://s4.uploads.ru/t/LSYsE.jpg
Упрощенный автотракторный прицеп с узкой базой и без тормозной системы. Буксировался автомобилями грузоподъемностью от 3-х тонн, а также гусеничными тягачами.
Производитель: Усть-Тосненский завод автоприцепов №4, ст. Пелла
Выпуск: 1938-1941 гг.
Грузоподъемность, кг 3000
Тип колес ЗИС-5, односкатные
Погрузочная высота, мм 1165
ГАБАРИТЫ, мм:
Длина без дышла 3800
Ширина 1800
Высота 1465
Характерные признаки, могут помочь идентифицировать объект на фотографии
Кузов
- Петли (плоские) и замки бортов (шпингалеты) как на ЗИС-5
- Шпингалеты замка проходит через ухо на крайних петлях бокового борта, соответственно петля размещена близко к окончаниям борта, что является наиболее заметным на фотографиях признаком, отличающим прицепы СССР от иностранных.
- На боковых бортах 5 петель (на АПУ - 4). По верхнему краю борта наложен брус, срезанный к краям до трапеции
- На заднем и переднем бортах накладные уши для замка. далее от них петли. соответственно отстоят от окончаний дальше чем крайние боковые петли, что также является характерным визуальным признаком.
- На заднем борту 3 петли
- На переднем борту (неоткидном) 3 полосы без петель. Передний борт закреплен к раме парой коротких стоек из Т-профиля, с заостренными концами.
- Борта собраны из 4-х досок
Под кузовом, ближе к задней оси
- Слева дощатый ящик с дощатой же крышкой
- По центру запаска,
- Справа пусто
Рама кузова/поперечины
- два швеллера, чуть длиннее кузова (выступают вперед и к концам крепятся уголки переднего борта)
- 5 траверс из швеллеров того же сечения. пары над осями развернуты полками пустой частью друг к другу. центральная - назад.
- по бокам за пределы рамы траверсы продолжаются уголком, вертикальная полка которого скошена к краю.
- уголок развернут в те же стороны как траверсы, из-за этого при взгляде с кормы под кузовом видна цельная трапеция, но присмотревшись видны щели между рамой и уголками.
эти элементы являются одним из видимых отличий от упрощенного АПУ, на котором задача решена толстыми брусьями
АПУ
- 4 петли на борт
- под кузовом поперечные детали каркаса не из уголков, а толстого бруса.
Подборка фотографий, на которых с большой вероятностью то что нужно
И отдельно упрощенный АПУ
Соображения по размерам
Указанные в книге Дашко габариты трудно точно применить для определения размера кузова,
т.к. "длина с дышлом" ни о чем не говорит, а "длина без дышла" учитывает выступающие за габариты кузова нос передней тележки и сцепное устройство.
Пока в порядке домыслов посмотрел на схемку следующей, послевоенной модели У2-АП-3.
Прицеп имеет совсем другую раму, но по общим пропорциям похож и имеет смысл посмотреть на его размеры
Картинка и описание отсюда http://parm.mybb.ru/viewtopic.php?id=186
-Габаритные размеры (мм):
-- Длина с дышлом 5522
-- Ширина 2266
-- Высота 1810
-Внутренние размеры платформы (мм):
-- Длина 3476
-- Ширина 2082
-- Высота 578
-Размеры рамы по продольным балкам (мм):
-- Длина 3564
-- Ширина 1050
Погрузочная высота (мм) 1232
Заметим, что ширина 2266 указана с учетом усилительного бруса.
Из схемы, отталкиваясь от указанной колесной базы, можно посчитать
- длина кузова 3630
- длина без дышла (от переднего края тележки до края сцепного устройства) ~ 3800 (что соответствует данным по АПУ)
То есть, на мой взгляд при отсутствии других источников, эту схему можно взять за основу для определения размеров деталей модели в слепом масштабе.
Даже если длина может гулять туда-сюда по разным источникам, думаю можно быть уверенным, что кузов длиннее чем у ЗИСа
(Из попавшихся источников размеры кузова ЗИС-5 Внешние 3150 x 2150..2200, Внутренние 3071..3085 x 2068) т.е. он на полметра короче.
Соответственно кузов от ПСТшной модели ЗИСа не подойдет. Его конечно несложно и вручную сделать, но тогда получается что вообще ничего нельзя взять и затея теряет смысл
Ладно, будем считать сохранил для возможного последующего использования.
Предлагаю сюда же выкладывать информацию по всем нашим прицепам.
Отправлено спустя 6 минут 11 секунд:
Далее,
детально не разбирал, но собрал в один фолдер все хотя бы издали похожее на 2-АТП-4 и 2-АТП-5.
Ориентировался по количеству колес и петлям/замкам кузова
Отправлено спустя 3 минуты 33 секунды:
Отдельный интерес по вот этим образцам
Это 2-АП-3 или 2-АТП-4 ?
Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45
Ну вместо схемки из книги Дашко лучше бы дать таковую из "Атласа конструкции автомобильных прицепов", 1949 года она кажется...
Прежде люди были ближе друг другу, поскольку оружие было только ближнего боя.
Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45
Дык по ссылке этот атлас и естьorganic писал(а): Ну вместо схемки из книги Дашко лучше бы дать таковую из "Атласа конструкции автомобильных прицепов", 1949 года она кажется...
Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45
О! Спасибо большое!
не знал про этот источник
Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45
Добавлю немного.
-
- Сообщения: 80
- Зарегистрирован: 30 май 2018, 10:01
Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45
ВДНХ 1939 года
http://www.etoretro.ru/pic101766.htm?so ... &sort=DESC
Отправлено спустя 16 минут 1 секунду:
объявление о продаже прицепа. возможно 2-АП-3. https://forum.ww2.ru/index.php?app=ebay ... &t=4759317
можно было бы снять обмеры
http://www.etoretro.ru/pic101766.htm?so ... &sort=DESC
Отправлено спустя 16 минут 1 секунду:
объявление о продаже прицепа. возможно 2-АП-3. https://forum.ww2.ru/index.php?app=ebay ... &t=4759317
можно было бы снять обмеры
Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45
Судя по изгибу рамы - больше похоже на более поздний У2-АП-3 (см схема выше).объявление о продаже прицепа. возможно 2-АП-3. https://forum.ww2.ru/index.php?app=ebay ... &t=4759317
можно было бы снять обмеры
В любом случае спасибо!
-
- Сообщения: 11729
- Зарегистрирован: 24 сен 2015, 15:26
- Откуда: г. Шебекино, Белгородской обл.
Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45
Кстати, на счет прицепов на ЯГ-6 - есть только пара кадров из видео, снятого под Ленинградом после снятия блокады, где они буксируют прицепы. В описании же грузовика сказано "Буксировка прицепа данным грузовиком нецелесообразна ввиду малой мощности двигателя и отсутствия запаса тягового усилия"...
Прежде люди были ближе друг другу, поскольку оружие было только ближнего боя.
-
- Сообщения: 3145
- Зарегистрирован: 25 окт 2015, 16:00
Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45
Раз так, то не пойму зачем нужно было вообще конструировать и запускать в производство 2-АП-5, раз в те времена другого подходящего кандидата в тягачи не было? Или только на гусеничные тракторы надеялись?organic писал(а):В описании же грузовика сказано "Буксировка прицепа данным грузовиком нецелесообразна ввиду малой мощности двигателя и отсутствия запаса тягового усилия"...
Целесообразна или нет, но даже и немцы буксировкой не брезговали:
Правда, это ихний 3-тонний "Штейнфурт", но невелика разница.
Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45
Я-5, но его выпуск прекратили в пользу ЯГ-10 из-за двигателей, да ЯГ-10 спокойно тянул прицепы. Просто двигатель у Я-5 Геркулес, как и на ЯГ-10, а вот на ЯГ-6 - банальный ЗИС-5 от трехтонки...the trucker писал(а): Или только на гусеничные тракторы надеялись?
Прежде люди были ближе друг другу, поскольку оружие было только ближнего боя.
-
- Сообщения: 3145
- Зарегистрирован: 25 окт 2015, 16:00
Re: Советские автотракторные прицепы 1941-45
Теоретически Все правильно. Но в жизни по сравнению с полуторками и захарами даже ЯГ-6 были каплей в море, не говоря уже о "Коба Джугашвили" и ЯГ-10. Кустарники остаются кустарниками...
-
- Сообщения: 11729
- Зарегистрирован: 24 сен 2015, 15:26
- Откуда: г. Шебекино, Белгородской обл.
Советские автотракторные прицепы 1941-45
Прежде люди были ближе друг другу, поскольку оружие было только ближнего боя.