Эвакотягачи ВОВ

Общий раздел

Автор темы
Ivan_P
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 17 фев 2018, 20:39

Эвакотягачи ВОВ

Сообщение Ivan_P » 26 фев 2020, 19:35

Не знаю где начать, может в матчасти более актуально, а может сразу к моделям - тут.
В контексте склейки тягача на шасси КВ-1С задумался где они использовались и с чем рядом на полке должны стоять.

Первая приходящая в голову идея - там же где аналогичные танки - в отдельных тяжелых танковых полках.
Однако в тех штатах, которые мне удалось найти - 010/267, тракторов нет вообще. Кажется странным, что соединение не имеет собственных средств эвакуации, но, возможно, тогда решили поднять их уровнем выше - на уровень танковой армии, то есть паралельно отп.
Изображение
Это начальный штат 1942 г, возможно к 1944 он уже изменился.

А вот в тяжелом САП 010/461 с ИСУ два тягача должны быть:
Изображение
Насколько понимаю, тут подошел бы или Ворошиловец или как раз КВ. Хотя на практике скорее всего ЧТЗ-65, надо посмотреть еще.

Хотя, в качетве примера по обоим труктурам есть такое упоминание
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=133720970
На 12.4.44 г. к 20.30 мною встречено и выгружено на Ст. Вапнярка
Рапорты. Период с 12.04.1944 по 12.04.1944 г.
Архив ЦАМО, Фонд 307, Опись 4148, Дело 250
Автор документа: 2 гв. ТА, инженер-майор Дьяков

В тексте втречается:
375 гв. сап: .. "2 тягача (шасси КВ)" ... "СУ-152 на шасси КВ-0"
6 гв.тп КВ-122 (сначала написано ИС-122, зачеркнуто и исправлено на КВ) и 2 тягача на шасси КВ (что дополнительно намекает на изменение штата оттпп)
Изображение
Изображение


Другой эпизод - СПАМ, штатного расписания у меня нет, а реальный состав (чаще всего фиксируется в привязке к транпортировке по ЖД) весьма разношерстен. В расматриваемом контексте вот пример
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=263347230
Направляю вам расчет на подвижной состав для перевозки по железной дороге 44 армейский сборный пункт аварийных машин
Период с 27.03.1945 по 27.03.1945 г. Архив ЦАМО, Фонд 214, Опись 1437, Дело 3065, Документ 240
Личный состав - 30 ч
Тягачи КВ - 2 шт
Груз машины и мотоциклы 7 шт
Кухни 1 шт
Разное имущество 14 т
Изображение

Таким образом, вроде 2 варианта нарисовались.
При этом складывается впечатление, что СПАМ - самый разношерстный юнит, в котором могло быть вообще все что угодно.
А вот тягачи Т-34 в основном попадали в эвакотранспортные роты.


Автор темы
Ivan_P
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 17 фев 2018, 20:39

Эвакотягачи ВОВ

Сообщение Ivan_P » 26 фев 2020, 19:49

Еще чутка про КВ
(до Т-34, надеюсь потом доберемся, в процессе стройки)

В качестве вводных можно процитировать фрагмент из статьи Пашолока по КВ-1С "Задержавшаяся полумера" https://warspot.ru/9697-zaderzhavshayasya-polumera
Отдельно стоит упомянуть тягачи, которые строились на базе КВ-1с. Первые переделки этих танков в эвакуационные машины датированы февралем 1944 года. На бронетанковом ремонтном заводе (БТРЗ) №1 таким образом переделали 6 танков. Параллельно с этим переделывать КВ-1с в тягачи начали и на БТРЗ №6, за февраль там подобную конверсию прошли 4 танка. Связано это было с тем, что тягачи-эвакуаторы в РККА являлись большой редкостью, а производство «Ворошиловцев» закончилось осенью 1941 года. В качестве базы для тягачей использовались не только КВ-1с, но и КВ-1. Объем производства таких машин оказался небольшим. Единичные машины выпускали ремзаводы №1 и №7. Наиболее массово тягачи на базе КВ-1 и КВ-1с строил ремзавод №6. Например, за июль 1944 года здесь было сдано 14 тягачей.

И есть статья "КВ-Т: тяжелый тягач для Красной Армии" https://zen.yandex.ru/media/gurkhan/kvt ... 00afb6fa91 на яндекс дзене (Gur Khan attacks!)



И фотки сюда из другого треда перенесу
КВ-1С
Изображение
Изображение
Изображение
КВ-1
Изображение
Изображение


organic
Сообщения: 8955
Зарегистрирован: 25 сен 2015, 14:43
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Эвакотягачи ВОВ

Сообщение organic » 26 фев 2020, 20:06

На 1941 год эвакуация должна была осуществляться танками подразделения, не помню где находил, но это именно в документах. Есть наставление по эвакуации застрявших и поврежденных танков периода ВОВ, посмотрю у себя.
Прежде люди были ближе друг другу, поскольку оружие было только ближнего боя.
Изображение


Автор темы
Ivan_P
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 17 фев 2018, 20:39

Эвакотягачи ВОВ

Сообщение Ivan_P » 26 фев 2020, 20:44

organic писал(а):
26 фев 2020, 20:06
На 1941 год эвакуация должна была осуществляться танками подразделения, не помню где находил, но это именно в документах.
Вот один пример о том:
Изображение
Изображение
Урл не сохранил, но описание осталось
План обеспечения операции НАГ ремонтными средствами и эвакуацией машин
Период с 16.12.1941 по 16.12.1941 г. Архив ЦАМО, Фонд 221, Опись 1351, Дело 5
organic писал(а):
26 фев 2020, 20:06
Есть наставление по эвакуации застрявших и поврежденных танков периода ВОВ, посмотрю у себя.
У меня тоже было, но с ходу не нашел. но, там тоже 41 год, т.е. больше теории чем то как оно реально случилось. Но про вспомогательные приспособления там интересно описано

ЗЫ нашел.
таки 1942 год, т.е. уже больше практики чем теории.
Изображение
Изображение
Однако, это еще рекомендации. Насколько понимаю, позже задачи были возложены на оргструктуру "Эвакотракторная рота", штат 032/301, которых в танковой армии должно быть 3 шт
(отсюда: http://tankfront.ru/ussr/doc/gko/gko_2791ss.html Государственный Комитет Обороны Постановление № ГОКО-2791сс от 28 января 1943 г. О сформировании десяти танковых армий)

Т.е. по времени возможно это случилось позже, поэтому в брошюре название не фигурирует.

Да, и правильно я понимаю, что КВ-Т заняли в 1944 г нишу Ворошиловцев ?


organic
Сообщения: 8955
Зарегистрирован: 25 сен 2015, 14:43
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Эвакотягачи ВОВ

Сообщение organic » 26 фев 2020, 21:00

Не совсем так. Они в разных категориях. КВ-Т занял нишу, в которую в 1941 должен был попасть АТ-42, построенный в двух экземплярах - это именно эвакуационные бронированные тягачи. "Ворошиловец" же - артиллерийский, универсальный, скоростной - но трактор. Такими не эвакуируют с поля боя, кроме случаев, когда больше ничего нет...
"Ворошиловец" в итоге выродился в АТ-45, которых выпустили чуть чуть, а потом - в АТ-Т. А КВ-Т выродился в БТТ-1 и далее.
Прежде люди были ближе друг другу, поскольку оружие было только ближнего боя.
Изображение

Аватара пользователя

Ramirez
Сообщения: 1983
Зарегистрирован: 24 сен 2015, 22:50
Откуда: Москва

Эвакотягачи ВОВ

Сообщение Ramirez » 26 фев 2020, 21:25

ИМХО, более интересны эвакуационные машины ленд-лиза :-)
Скаммель, Т2 на базе М-3С, ЛаФранс, Даймонд.


Автор темы
Ivan_P
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 17 фев 2018, 20:39

Эвакотягачи ВОВ

Сообщение Ivan_P » 26 фев 2020, 21:31

organic писал(а):
26 фев 2020, 21:00
Не совсем так. Они в разных категориях. КВ-Т занял нишу, в которую в 1941 должен был попасть АТ-42, построенный в двух экземплярах - это именно эвакуационные бронированные тягачи. "Ворошиловец" же - артиллерийский, универсальный, скоростной - но трактор. Такими не эвакуируют с поля боя, кроме случаев, когда больше ничего нет..."Ворошиловец" в итоге выродился в АТ-45, которых выпустили чуть чуть, а потом - в АТ-Т. А КВ-Т выродился в БТТ-1 и далее.
Ну, по концепции трактора то понятно - по замыслу это адресовало несколько другие задачи. и фотографии Ворошиловца с Б-4 в 1945, полагаю хорошо их иллюстрирует как ключевые.
Однако, в войсках должны быть эвакосредства, как в составе крупных боевых подразделений (начиная с уровня тбр), так и отдельные уровня танкового корпуса и армии (ЭТР, СПАМ, Ремонтно-восстановительный батальон). Для них, насколько могу судить, роль тяжелого тягача также должен был, судя по документам, выполнять Ворошиловец (другого все равно не было).

То есть, Ворошиловец выполнял 2 основные роли
1) Скоростной тягач для артиллерии (возможно еще инженерного имущества). При этом номенклатура и количество груза было небольшим (в основном Б-4 - не самое массовое орудие)
2) Эвакотягач.
И, говоря про КВ-Т, я имел ввиду замещение именно во второй роли.


Автор темы
Ivan_P
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 17 фев 2018, 20:39

Эвакотягачи ВОВ

Сообщение Ivan_P » 26 фев 2020, 21:42

Ramirez писал(а):
26 фев 2020, 21:25
ИМХО, более интересны эвакуационные машины ленд-лиза :-) Скаммель, Т2 на базе М-3С, ЛаФранс, Даймонд.
ИМХО (ну, дословно употребил:-) ) более интересны тягачи из наших танков, а потом чужие. но тоже интересны.

- Скаммель - не помню, они нам поставлялись разве ?
Вот тут упомянут один в очень бедном СПАМе (без тракторов), но может быть и двойной трофей
https://pamyat-naroda.ru/documents/view ... l=q%5CСПАМ
Расчет на подвижной состав, потребных 63 арм. СПАМ 10 гв. А под материальную часть и личный состав для передислокации
Период с 16.05.1943 по 16.05.1943 г. Архив ЦАМО, Фонд 354, Опись 5806, Дело 522
Изображение
Изображение

- Т2 на базе М-3С
Вроде эта машина называлась М31 и вроде поставлялась к нам. но никакой информации мне не попадалось.

- ЛаФранс, Даймонд.
Тема немного затрагивалась на форуме моделистов www.rcforum.ru, но уже не помню в какой ветке. Фотки собрал, но за отсутствием моделей детально не разбирался.


Автор темы
Ivan_P
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 17 фев 2018, 20:39

Эвакотягачи ВОВ

Сообщение Ivan_P » 26 фев 2020, 21:51

organic писал(а):
26 фев 2020, 21:00
Не совсем так. Они в разных категориях. КВ-Т занял нишу, в которую в 1941 должен был попасть АТ-42, построенный в двух экземплярах - это именно эвакуационные бронированные тягачи.....
а не тягач на Т-34 занял нишу АТ-42 ? вроде по массе более похоже ?
Пока, из рассмотрения списков СПАМов и ЭТР с "Память Народа" у меня сложилось впечатление, что в 1944 г по 1-2 Т-34 были в эвакотранспортных ротах, а КВ-Т - в ТСАП/ОТТПП и СПАМ

ЗЫ вот, кстати характерный документ, иллюстрирующий и штатное расписание ЭТР и фактическое состояние дел
Изображение
Тягача Т-34 в штате не предусмотрено, но он встречается очень часто, как правило в количестве 1 шт.
Ворошиловцев и КВ-Т в ЭТР мне не попадались


Автор темы
Ivan_P
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 17 фев 2018, 20:39

Эвакотягачи ВОВ

Сообщение Ivan_P » 26 фев 2020, 22:03

Ivan_P писал(а):
26 фев 2020, 21:42
- Т2 на базе М-3СВроде эта машина называлась М31 и вроде поставлялась к нам. но никакой информации мне не попадалось.
Не знал раньше про обозначение Т2.
Вот случайно нашел в подвижной ремонтной базе ПРБ 154 штат № 16/405
Упомянут "крантягач Т-2"
Изображение
.


organic
Сообщения: 8955
Зарегистрирован: 25 сен 2015, 14:43
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Эвакотягачи ВОВ

Сообщение organic » 26 фев 2020, 22:14

Ivan_P писал(а):
26 фев 2020, 22:03
Упомянут "крантягач Т-2"
На самом деле Т-2 - полноценная БРЭМ.
Изображение
Прежде люди были ближе друг другу, поскольку оружие было только ближнего боя.
Изображение


Автор темы
Ivan_P
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 17 фев 2018, 20:39

Эвакотягачи ВОВ

Сообщение Ivan_P » 26 фев 2020, 22:19

organic писал(а):
26 фев 2020, 22:14
Ivan_P писал(а):
26 фев 2020, 22:03
Упомянут "крантягач Т-2"
На самом деле Т-2 - полноценная БРЭМ.Изображение
Ну, по импортным фоткам видел что БРЭМ.
но на тот момент это скорее подарок судьбы, нежели реализация собственного замысла.
остальных страничек нет случаем ? :-) Хотел бы сделать, по причине неравнодушия к ремонтной технике.


Автор темы
Ivan_P
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 17 фев 2018, 20:39

Эвакотягачи ВОВ

Сообщение Ivan_P » 26 фев 2020, 22:38

да, и заодно, всегда волновал такой вопрос - перекрашивали ли наши трофейную небоевую технику в зеленый ?
Вот несколько примеров из эвакорот:
Изображение
Изображение
Интересно что такое тягач "Норбауш"? Боргвард в транслитерации ?
Изображение

Изображение

Тут даже итальянец фигурирует.
А еще лендлиз HD-18


organic
Сообщения: 8955
Зарегистрирован: 25 сен 2015, 14:43
Откуда: Харьков
Контактная информация:

Эвакотягачи ВОВ

Сообщение organic » 26 фев 2020, 22:56

Ivan_P писал(а):
26 фев 2020, 22:19
остальных страничек нет случаем ?
Есть, но там не сильно много, хоть и с картинками...
Прежде люди были ближе друг другу, поскольку оружие было только ближнего боя.
Изображение


the trucker
Сообщения: 3145
Зарегистрирован: 25 окт 2015, 16:00

Эвакотягачи ВОВ

Сообщение the trucker » 27 фев 2020, 00:30

Ramirez писал(а):
26 фев 2020, 21:25
ИМХО, более интересны эвакуационные машины ленд-лиза :-) Скаммель, Т2 на базе М-3С, ЛаФранс, Даймонд.
Насколько упомянутые колесные "транспортные средства" являются танковыми эвакуаторами, можно спорить. Но я не об этом. На фото любого Скэммеля в РККА я даже не надеюсь, но есть ли хотя бы упоминания о них в архивных документах? И почему все колесное, что поставлялось в СССР по Ленд-лизу, хоть раз появилось на фото, а только загадочный Скэммель нет? И каким он был? По-видимому, слухи о "Пионере", но каком - TRMU 20, TRMU 30, SV/1S, SV/2S или R100?

Ответить