Конспект по матчасти КВ-1С (и фотоветка)
Конспект по матчасти КВ-1С (и фотоветка)
В процессе сборки модели КВ-1С от ПСТ задумался о "типичном наборе признаков" машин разного времени выпуска и маленько рассортировал фотографии.
(Сама стройка тут и там же разбор вопросов по ходу: viewtopic.php?f=8&t=1682&sid=39476f3aa7 ... 4ff0a58b30)
Думаю, лучше всего выложить в раздел матчасти. Не нашел отдельной ветки по КВ-1С, в той что про КВ-1 (viewtopic.php?f=9&t=104) таковых единицы, поэтому заведу новую.
Ключевой смысл я вижу в том, чтобы помочь моделисту выбрать реалистиччный (непротиворечивый по времени) набор артефактов, поэтому, в меру своего скромного понимания, разименовал файлы по времени или другим существенным признакам.
Основа для структуры взята из статей Юрия Пашолока "Задержавшаяся полумера" https://warspot.ru/9697-zaderzhavshayasya-polumera (изменения по ходу производства) и "Меньше брони, больше подвижности" https://warspot.ru/9133-menshe-broni-bo ... dvizhnosti (опытные образцы)
Формально, выбрав все указанные вехи получаем примерно такой график
1942.07.27 - опытные образцы
1942.08.20 - старт серийного производства в Челябинске, Траки шириной 608 мм. Август и частично сентябрь старые опорные катки 33–803.
1942.10.09 - дополнительные баки
1942.11.01 - Трак шириной 650 мм
1942.11 - Новый опорный каток 33–67. Согласно официальному списку изменений, появился он 5 ноября 1942 года
1942.11.25 - модернизированный опорный каток, получивший чертежный номер 22–69.
1942.11.28 - поручни на корпус
1942.12.10 - появились поручни на башне.
1943.01 бронировка антенного ввода заменена с цилиндрической на треугольную
1943.02 по фотке - башенные поручни на боках, нет рымов. На накладке поручень есть
1943.03 Рымы на башне.
1943.04 планки защиты погона на крыше корпуса.
1943.07 съемные передние брызговики, изменилась форма кожухов выхлопных патрубков, поменялась конструкция пробки заливного отверстия на люке доступа к двигателю,
1943.08 сданы последние 39 КВ-1с
Исходя из этого, выкладываемые мной файлы начинаются с префикса "p<year><month>", например "p194303"="production соответствующий списку изменений на 1943.03". Надеюсь сюда будут добавляться новые фотки, там уж нейминг будет произвольным, но опираясь на примеры каждый сможет поправить удобным себе образом.
На части фотографий артефактов не видно, поэтому ошибок может быть много, но хоть какой-то предсказуемый алфавитный порядок это дает. Исходя из тех же соображений - когда ориентироваться не на что - поставлена подходящая по смыслу дата, например под одной из фоток первой статьи есть подпись: "КВ-1с с серийным номером 30184, выпущенный в начале февраля 1943 года. С конца декабря 1942 года примерно так выглядели танки этого типа"
Соответственно все похожие машины названы "p194212-..", но группа фоток 6 гвтп, для алфавитной группировки названа 194303, хотя наряду с машинами с крюками на башне есть без оных, то есть более ранние.
Также маска файла обычно содержит ракурс (View left/front/right/back), например "-Vrf" означает вид справа-спереди и тэги, например:
-Tvisor: смотровой люк водителя обрамлен П-образным козырьком
-Tuztm: Некоторые машины имеют отличия в башнях - передний шов не горизонтальный, а диагональный, что встречается от самых ранних образцов с признаками октября 1942, до поздних с рымами (апрель 1943). Тэг выбран из предположения, что башня похожа на второй прототип КВ-13, которые вроде бы должен был делать УЗТМ
-Tdamaged: машина сильно повреждена
Получаем такие группы:
(Сама стройка тут и там же разбор вопросов по ходу: viewtopic.php?f=8&t=1682&sid=39476f3aa7 ... 4ff0a58b30)
Думаю, лучше всего выложить в раздел матчасти. Не нашел отдельной ветки по КВ-1С, в той что про КВ-1 (viewtopic.php?f=9&t=104) таковых единицы, поэтому заведу новую.
Ключевой смысл я вижу в том, чтобы помочь моделисту выбрать реалистиччный (непротиворечивый по времени) набор артефактов, поэтому, в меру своего скромного понимания, разименовал файлы по времени или другим существенным признакам.
Основа для структуры взята из статей Юрия Пашолока "Задержавшаяся полумера" https://warspot.ru/9697-zaderzhavshayasya-polumera (изменения по ходу производства) и "Меньше брони, больше подвижности" https://warspot.ru/9133-menshe-broni-bo ... dvizhnosti (опытные образцы)
Формально, выбрав все указанные вехи получаем примерно такой график
1942.07.27 - опытные образцы
1942.08.20 - старт серийного производства в Челябинске, Траки шириной 608 мм. Август и частично сентябрь старые опорные катки 33–803.
1942.10.09 - дополнительные баки
1942.11.01 - Трак шириной 650 мм
1942.11 - Новый опорный каток 33–67. Согласно официальному списку изменений, появился он 5 ноября 1942 года
1942.11.25 - модернизированный опорный каток, получивший чертежный номер 22–69.
1942.11.28 - поручни на корпус
1942.12.10 - появились поручни на башне.
1943.01 бронировка антенного ввода заменена с цилиндрической на треугольную
1943.02 по фотке - башенные поручни на боках, нет рымов. На накладке поручень есть
1943.03 Рымы на башне.
1943.04 планки защиты погона на крыше корпуса.
1943.07 съемные передние брызговики, изменилась форма кожухов выхлопных патрубков, поменялась конструкция пробки заливного отверстия на люке доступа к двигателю,
1943.08 сданы последние 39 КВ-1с
Исходя из этого, выкладываемые мной файлы начинаются с префикса "p<year><month>", например "p194303"="production соответствующий списку изменений на 1943.03". Надеюсь сюда будут добавляться новые фотки, там уж нейминг будет произвольным, но опираясь на примеры каждый сможет поправить удобным себе образом.
На части фотографий артефактов не видно, поэтому ошибок может быть много, но хоть какой-то предсказуемый алфавитный порядок это дает. Исходя из тех же соображений - когда ориентироваться не на что - поставлена подходящая по смыслу дата, например под одной из фоток первой статьи есть подпись: "КВ-1с с серийным номером 30184, выпущенный в начале февраля 1943 года. С конца декабря 1942 года примерно так выглядели танки этого типа"
Соответственно все похожие машины названы "p194212-..", но группа фоток 6 гвтп, для алфавитной группировки названа 194303, хотя наряду с машинами с крюками на башне есть без оных, то есть более ранние.
Также маска файла обычно содержит ракурс (View left/front/right/back), например "-Vrf" означает вид справа-спереди и тэги, например:
-Tvisor: смотровой люк водителя обрамлен П-образным козырьком
-Tuztm: Некоторые машины имеют отличия в башнях - передний шов не горизонтальный, а диагональный, что встречается от самых ранних образцов с признаками октября 1942, до поздних с рымами (апрель 1943). Тэг выбран из предположения, что башня похожа на второй прототип КВ-13, которые вроде бы должен был делать УЗТМ
-Tdamaged: машина сильно повреждена
Получаем такие группы:
Последний раз редактировалось Ivan_P 26 фев 2020, 22:14, всего редактировалось 1 раз.
Фотоветка КВ-1С
0. Испытания (1942 июль-август)
На основе статьи "Меньше брони, больше подвижности", где описаны все машины, можно выделить следующее
Машина 15001 имеет поручни на крыше башни. Поскольку доступно довольно много ее фотографий (хотя, как правило, на фоне одного забора) это может создавать впечатление распространенности такого подхода (а это только распространенность фоток). То есть, по всей видимости это единственная машина (хотя и на двух типах гусениц) и строить по ней "фронтовую модель" нецелесообразно.
По левому борту между 3 и 4 косынками видны опоры для ящика. Задний поперечный поручень на корпусе более нигде не встречается.
Машина 15004 по поручням и бакам похожа на поздние выпуски, особенно с упоминанием о внедренных следующим летом съемных передних брызговиках,
однако на ней ряд нехарактерных признаков: отсутствие козырька над смотровым люком водителя, косынка крыла с прорезью, звуковой сигнал-дудка, гнутые кронштейны башенного поручня
Машина 15002 по набору поручней похожа на серийные, из видимой разницы вижу только отсуствие горизонтального поручня на допбронировке под башней
Возможно на другой фотке эта же машина (так же поручень на допбронировке отсуствует). Пятый каток имеет трапециевидные отверстия (точно в номерах из статьи не разобрался). Внешние баки отсутствуют, но видны крепления для них.
С точки зрения моделирования - на любителя, но из этого набора вытекают 2 самых ранних признака
- отсутствие козырька над люком водителя
- звуковой сигнал-дудка
На основе статьи "Меньше брони, больше подвижности", где описаны все машины, можно выделить следующее
Машина 15001 имеет поручни на крыше башни. Поскольку доступно довольно много ее фотографий (хотя, как правило, на фоне одного забора) это может создавать впечатление распространенности такого подхода (а это только распространенность фоток). То есть, по всей видимости это единственная машина (хотя и на двух типах гусениц) и строить по ней "фронтовую модель" нецелесообразно.
По левому борту между 3 и 4 косынками видны опоры для ящика. Задний поперечный поручень на корпусе более нигде не встречается.
Машина 15004 по поручням и бакам похожа на поздние выпуски, особенно с упоминанием о внедренных следующим летом съемных передних брызговиках,
однако на ней ряд нехарактерных признаков: отсутствие козырька над смотровым люком водителя, косынка крыла с прорезью, звуковой сигнал-дудка, гнутые кронштейны башенного поручня
Машина 15002 по набору поручней похожа на серийные, из видимой разницы вижу только отсуствие горизонтального поручня на допбронировке под башней
Возможно на другой фотке эта же машина (так же поручень на допбронировке отсуствует). Пятый каток имеет трапециевидные отверстия (точно в номерах из статьи не разобрался). Внешние баки отсутствуют, но видны крепления для них.
С точки зрения моделирования - на любителя, но из этого набора вытекают 2 самых ранних признака
- отсутствие козырька над люком водителя
- звуковой сигнал-дудка
Фотоветка КВ-1С
1. Первые машины серии (1942 август,сентябрь, октябрь)
Характерные признаки:
- 608мм траки с косым краем
- ранние опорные катки с трапециевидными отверстиями
- отсутствие поручней
- звуковой сигнал-дудка
- козырек над люком водителя имеет П-образную форму (как вырез в допбронировке у КВ-1)
- по левому борту между 3 и 4 косынками установлен ящик.
- по обоим бортам между 4 и 5 косынками лежат запасные траки
- допбронировка под башней может быть укорочена спереди - до 2-й косынки.
- бронировка антенного ввода цилиндрическая
Согласно википедии, за эти месяцы было выпущено 376 КВ-1С, из них 70 на корпусах КВ-1
Вот тут и где-то еще козырька пока нет
Наиболее известное явление машин этой серии - танковая колонна "Советский полярник" (передача состоялась 9 ноября 1942) http://tankfront.ru/ussr/names/colums/s ... rnik.html#
Второе - танковая колонна "Московский колхозник" (передача 21 декабря 1942) http://tankfront.ru/ussr/names/colums/m ... oznik.html
В данном (и единственным замеченном) случае танки уже оснащены внешними баками.
Эта машина имеет корпус с ранними признаками, а башню с поручнями
А тут-наоборот
КВ-8С и башня КВ-8 на корпусе КВ-1С этого периода
К этому же периоду можно отнести "кентавров" - машин на корпусах КВ-1, Пашолок пишет что, их было выпущено меньше сотни со второй половины октября по начало ноября 1942 года.
Характерные признаки:
- 608мм траки с косым краем
- ранние опорные катки с трапециевидными отверстиями
- отсутствие поручней
- звуковой сигнал-дудка
- козырек над люком водителя имеет П-образную форму (как вырез в допбронировке у КВ-1)
- по левому борту между 3 и 4 косынками установлен ящик.
- по обоим бортам между 4 и 5 косынками лежат запасные траки
- допбронировка под башней может быть укорочена спереди - до 2-й косынки.
- бронировка антенного ввода цилиндрическая
Согласно википедии, за эти месяцы было выпущено 376 КВ-1С, из них 70 на корпусах КВ-1
Вот тут и где-то еще козырька пока нет
Наиболее известное явление машин этой серии - танковая колонна "Советский полярник" (передача состоялась 9 ноября 1942) http://tankfront.ru/ussr/names/colums/s ... rnik.html#
Второе - танковая колонна "Московский колхозник" (передача 21 декабря 1942) http://tankfront.ru/ussr/names/colums/m ... oznik.html
В данном (и единственным замеченном) случае танки уже оснащены внешними баками.
Эта машина имеет корпус с ранними признаками, а башню с поручнями
А тут-наоборот
КВ-8С и башня КВ-8 на корпусе КВ-1С этого периода
К этому же периоду можно отнести "кентавров" - машин на корпусах КВ-1, Пашолок пишет что, их было выпущено меньше сотни со второй половины октября по начало ноября 1942 года.
Фотоветка КВ-1С
2. Основной вид на 650 мм траках (1942 ноябрь - 1943 март)
Хотя по датам из статьи введения новых катков, широких траков и поручней растянуты на весь ноябрь-декабрь, разнообразия найти не удалось - все машины до введения рымов на башни выглядят очень похоже
- козырек над люком водителя "низкий" - края слегка загнуты вниз.
- 650мм траки с прямым краем.
- поздние опорные катки с круглыми отверстиями.
- пара порученей на бортах башни на горизонтальных стойках. Иногда сорваны, тогда видны точки от стоек.
- косынки надгусеничной полки как правило сплошные. редко бывают и с вырезом.
- накладка на борту под башней полная, на ней горизонтальный поручень на 4-х стойках.
- 6 поручней на крыше корпуса (по 3 на борт, задний отсутствует).
- поручень позади башни - на 3 или реже 4 стойках.
- обвешан баками (или видны стойки под них), как правило 3 слева, 2 справа.
- звуковой сигнал-тарелка.
- с января 1943 бронировка антенного ввода треугольная.
Хотя по датам из статьи введения новых катков, широких траков и поручней растянуты на весь ноябрь-декабрь, разнообразия найти не удалось - все машины до введения рымов на башни выглядят очень похоже
- козырек над люком водителя "низкий" - края слегка загнуты вниз.
- 650мм траки с прямым краем.
- поздние опорные катки с круглыми отверстиями.
- пара порученей на бортах башни на горизонтальных стойках. Иногда сорваны, тогда видны точки от стоек.
- косынки надгусеничной полки как правило сплошные. редко бывают и с вырезом.
- накладка на борту под башней полная, на ней горизонтальный поручень на 4-х стойках.
- 6 поручней на крыше корпуса (по 3 на борт, задний отсутствует).
- поручень позади башни - на 3 или реже 4 стойках.
- обвешан баками (или видны стойки под них), как правило 3 слева, 2 справа.
- звуковой сигнал-тарелка.
- с января 1943 бронировка антенного ввода треугольная.
Фотоветка КВ-1С
3. Поздний выпуск с рымами (1943 март - 1943 август)
Заметным практически со всех ракурсов отличием являются рымы на бортах и корме башни, введенные с марта 1943.
остальное внешне соответствует предыдущему периоду.
Образец от Пашолока, датирован апрелем 1943
Отличия следующих 5 месяцев редко попадают в объектив, поэтому все общей кучей
1943.04 планки защиты погона на крыше корпуса.
Экспериментальный, на крыше корпуса перед башней видны планки защиты погона, введенные в апреле 1943
1943.07 съемные передние брызговики, изменилась форма кожухов выхлопных патрубков, поменялась конструкция пробки заливного отверстия на люке доступа к двигателю,
Здесь, помимо планок кажется видны новые кожухи выхлопных патрубков (слегка развернуты назад)
А это, вероятно, новые брызговики
Как я понимаю, одна из последних машин, августа 1943
Заметным практически со всех ракурсов отличием являются рымы на бортах и корме башни, введенные с марта 1943.
остальное внешне соответствует предыдущему периоду.
Образец от Пашолока, датирован апрелем 1943
Отличия следующих 5 месяцев редко попадают в объектив, поэтому все общей кучей
1943.04 планки защиты погона на крыше корпуса.
Экспериментальный, на крыше корпуса перед башней видны планки защиты погона, введенные в апреле 1943
1943.07 съемные передние брызговики, изменилась форма кожухов выхлопных патрубков, поменялась конструкция пробки заливного отверстия на люке доступа к двигателю,
Здесь, помимо планок кажется видны новые кожухи выхлопных патрубков (слегка развернуты назад)
А это, вероятно, новые брызговики
Как я понимаю, одна из последних машин, августа 1943
Фотоветка КВ-1С
Большое спасибо коллеге bearn за выложенный архив с историческими фотографиями по машине.
Нашел там около 90 новых фоток,
в этом посте размещу те, в которых признаки выявить не удалось, остальные - по этапам
Нашел там около 90 новых фоток,
в этом посте размещу те, в которых признаки выявить не удалось, остальные - по этапам
Фотоветка КВ-1С
Дополнение от bearn по периоду (1942 август,сентябрь, октябрь)
Фотоветка КВ-1С
Дополнение от bearn по периоду (1942 ноябрь - 1943 февраль)
Фотоветка КВ-1С
Дополнение от bearn по периоду (1943 март - 1943 август)
-
- Сообщения: 11729
- Зарегистрирован: 24 сен 2015, 15:26
- Откуда: г. Шебекино, Белгородской обл.
Фотоветка КВ-1С
Нужное дело, толковый подход. Спасибо, Иван !
Фотоветка КВ-1С
Ну, надеюсь, поможет коллегам модели построить с меньшим объемом усилий
В, свою очередь, встречный вопрос - из вышеупомянутого треда по КВ-1 я извлек несколько фоток КВ-1С с последних страниц, а предыдущие "ограниченно доступны" в связи с изменением postimg. Зная кто основной контрибутор всех фотоветок, я бы попросил при случае (ну, просмотре своего архива например) отложить КВ-1С, можно их пакетом переслать, я их разименую по периодам и выложу снова. Ну или я как до КВ-1 доберусь - попробую скриптом имена файлов поменять, новые ссылки поставить.
Далее, в продолжение разбора, обратил внимание на фотку из поста выше
На ней присутствуют старый козырек над смотровым люком, но гусеницы с ноября 1942 и плоский звуковой сигнал позднего типа (на остальных машинах - дудка)
и
На ней видна цилиндрическая бронировка антенного ввода (т.е. до января 1943) и плоский звуковой сигнал.
Из этого гипотеза - дудка была заменена на тарелку в ноябре или декабре 1942.
Фотоветка КВ-1С
А, и вот еще, что существенное с точки зрения облика модели я не понял - комплектация траками с зубцами и без.
- Ранние машины на узких гусеницах чаще всего имеют зуб через один.
- Машины декабря-февраля (650мм траки, башни без рымов) - чаще зубы на каждом траке
- Машины с марта - в большинстве случаев зубы через один.
Но в обоих последних категориях встречаются и те и те. С одной стороны это дает свободу творчеству - что есть в наличии - то и можно прицепить. с другой - любопытно чем это могло быть обусловлено
- Ранние машины на узких гусеницах чаще всего имеют зуб через один.
- Машины декабря-февраля (650мм траки, башни без рымов) - чаще зубы на каждом траке
- Машины с марта - в большинстве случаев зубы через один.
Но в обоих последних категориях встречаются и те и те. С одной стороны это дает свободу творчеству - что есть в наличии - то и можно прицепить. с другой - любопытно чем это могло быть обусловлено
Фотоветка КВ-1С
Хотя, с другой стороны - мне кажется в наличии все основные виды уже есть по всем периодам, поэтому специально напрягаться на поиск наверное не стоит. Если уж что крупным планом попадется вдруг - виды сверху например, то надеюсь добавятся.Ivan_P писал(а): ↑11 янв 2020, 22:12...
Зная кто основной контрибутор всех фотоветок, я бы попросил при случае (ну, просмотре своего архива например) отложить КВ-1С, можно их пакетом переслать, я их разименую по периодам и выложу снова. Ну или я как до КВ-1 доберусь - попробую скриптом имена файлов поменять, новые ссылки поставить.
...
Фотоветка КВ-1С
Должно в теории быть так. 608 траки 2 видов - с холостыми и без. Судя по всему сначала были полные, потом начали с холостыми ставить. Потом плавно перешли на широкие с холостым траком. Далее вроде все тяжи перешли на полные траки, как штампование так и литые.
Фотоветка КВ-1С
По фоткам вроде наоборот получается: чем позже машина - тем чаще холостые
а еще, вот к примеру машина из статьи Пашолока, датированная августом 1943 года
Перед вторым поддерживающим роликом видна пачка полных траков, а в основном - чередуются.
В серии фоток 6 гв.тпп машины без рымов
- 21,24,25 все полные
- 43 с холостыми
с рымами
- 22 с холостыми