Конспект по матчасти легкого танка Т-80 1943 г
Конспект по матчасти легкого танка Т-80 1943 г
Подобью в одно место все, что удалось понять (или предположить) по Т-80 в процессе постройки модели от UM viewtopic.php?f=8&t=1701 и часть данных по матчасти перенесу оттуда. Заранее прошу пардона если термины не к месту - не специалист.
Итак, основным, а по сути единственным, источником информации является вот статья Юрия Пашолока https://warspot.ru/10902-pervyy-t-80. Большинство моделистов интересуют серийные машины, участвовавшие в боевых действиях, для этого уместно на ее основе привести некоторые полезные для истории и моделизма вещи:
Всего построено 76 шт, из них 8 на ГАЗ (в разных частях статьи цифры не совсем согласуются и не все были приняты заказчиком) и 2 опытных Т-80. Остальное - на заводе N40 в Мытищах.
Хронология и эволюция (в рамках попытки понять комплектацию)
1943.03 Первый эталонный экземпляр Т-80 был построен на ГАЗ в начале марта
1943.06 Завершение работ по Т-80 на ГАЗе (последние документы заводского КБ). Несмотря на то, что официально ГАЗ Т-80 не производил, в сводном отчёте за годы войны указаны 4 танка: 2 учебных плюс 2 опытных образца.
Поскольку танки производства ГАЗ имели проблемы с орудиями, в боевые части они не попали. В июне 1943 2 шт переданы в 1-й ОУТБр. Судьба остальных неизвестна, возможно уничтожены при бомбежке завода.
1943.04 Завод №40 в Мытищах запустил сборку первых Т-80. Далее, в статье сложно отличить сделанные от сданных, но примерно вот так:
Апрель 5 шт.
Май 7 шт. (фотографии на НИБТ Полигона как раз по Т-80 майского выпуска)
Июнь 8 шт.
Июль 3 шт.
Август 40 шт.
1943.09.01 Завершение производства на заводе №40.
54 машины основной серии были распределены пополам между 54 отп и 230 отп. Более ранние вероятно остались в учебных подразделениях
Наблюдения о различиях
Корпус и башня изготовливались на заводе №176. Поскольку этот завод поставлял их и на ГАЗ и на завода №40, никаких существенных отличий по броне быть не должно.
Однако на разных машинах есть существенные различия в накладной бронировке маски орудия.
1. Основной отправной точкой может являться серия фотографий из статьи Пашолока, вероятно с одной машиной, изначально датированной маем 1943 завода N40
Здесь можно отметить характерные признаки:
- "Вкладная" бронировка маски орудия центральная часть которой закреплена болтами с фасада
- Перископы МК-4, закрытые с крышкой с длинным П-образным козырьком, как на СУ-12
- Закрытая сверху и с боков система выхлопа, как на поздних Т-70
- На борту воздухопритока установлен 1 поручень по центру. переднего поручня нет.
- Ящики ЗИП имеют крышку на 2-х широких петлях, также характерные для СУ-76 завода 40, по крайней мере ранних
2. Из этой же статьи фотографии с испытаний пушки ВТ-43, установленный на машину производства ГАЗ. с комментарием "По ней можно понять, как выглядели серийные Т-80, выпущенные в Горьком".
То есть, вероятно база для этого эксперимента - один из штучных экземпляров весны 1943.
Заметно следующее:
- "Вкладная" бронировка маски орудия, аналогичная примеру завода 40
- Перископы МК-4 либо открытые либо с маленькой крышкой
- Полное отсуствие поручней
- Ящики ЗИП имеют крышку на 3-х узких петлях
3. Единственный сохранившийся экземпляр в Кубинке.
Walkaround есть на Warspot.ru https://warspot.ru/10682-posledniy-lyog ... snoy-armii и еще несколько фоток https://tankist-31.livejournal.com/212027.html
Подробнее про него отдельно, пока можно отметить что он имеет совершенно другой тип маски, условно "шапка".
4. Фотографий времени эксплуатации найдено 2:
Из основной статьи "Т-80 выезжает из ворот БТРЗ №8, Киев, лето 1944 года. Интересно, что танк получил опорные катки от тягача Я-12"
- бронировка маски не видно какая, но болтов по ее передней части не видно.
- полный комплект поручней
Из поста https://altyn73.livejournal.com/1292715.html "Легкие танки Т-80 61-го танкового полка летом 1944 г."
- бронировка маски, по крайней мере на левой крайней машине - "вкладная"
- полный комплект поручней
Вот, собственно и весь небогатый набор фотоматериала, по которому можно предположить "характерный облик основной серии" из 54 машин, отправленных в войска.
Итак, основным, а по сути единственным, источником информации является вот статья Юрия Пашолока https://warspot.ru/10902-pervyy-t-80. Большинство моделистов интересуют серийные машины, участвовавшие в боевых действиях, для этого уместно на ее основе привести некоторые полезные для истории и моделизма вещи:
Всего построено 76 шт, из них 8 на ГАЗ (в разных частях статьи цифры не совсем согласуются и не все были приняты заказчиком) и 2 опытных Т-80. Остальное - на заводе N40 в Мытищах.
Хронология и эволюция (в рамках попытки понять комплектацию)
1943.03 Первый эталонный экземпляр Т-80 был построен на ГАЗ в начале марта
1943.06 Завершение работ по Т-80 на ГАЗе (последние документы заводского КБ). Несмотря на то, что официально ГАЗ Т-80 не производил, в сводном отчёте за годы войны указаны 4 танка: 2 учебных плюс 2 опытных образца.
Поскольку танки производства ГАЗ имели проблемы с орудиями, в боевые части они не попали. В июне 1943 2 шт переданы в 1-й ОУТБр. Судьба остальных неизвестна, возможно уничтожены при бомбежке завода.
1943.04 Завод №40 в Мытищах запустил сборку первых Т-80. Далее, в статье сложно отличить сделанные от сданных, но примерно вот так:
Апрель 5 шт.
Май 7 шт. (фотографии на НИБТ Полигона как раз по Т-80 майского выпуска)
Июнь 8 шт.
Июль 3 шт.
Август 40 шт.
1943.09.01 Завершение производства на заводе №40.
54 машины основной серии были распределены пополам между 54 отп и 230 отп. Более ранние вероятно остались в учебных подразделениях
Наблюдения о различиях
Корпус и башня изготовливались на заводе №176. Поскольку этот завод поставлял их и на ГАЗ и на завода №40, никаких существенных отличий по броне быть не должно.
Однако на разных машинах есть существенные различия в накладной бронировке маски орудия.
1. Основной отправной точкой может являться серия фотографий из статьи Пашолока, вероятно с одной машиной, изначально датированной маем 1943 завода N40
Здесь можно отметить характерные признаки:
- "Вкладная" бронировка маски орудия центральная часть которой закреплена болтами с фасада
- Перископы МК-4, закрытые с крышкой с длинным П-образным козырьком, как на СУ-12
- Закрытая сверху и с боков система выхлопа, как на поздних Т-70
- На борту воздухопритока установлен 1 поручень по центру. переднего поручня нет.
- Ящики ЗИП имеют крышку на 2-х широких петлях, также характерные для СУ-76 завода 40, по крайней мере ранних
2. Из этой же статьи фотографии с испытаний пушки ВТ-43, установленный на машину производства ГАЗ. с комментарием "По ней можно понять, как выглядели серийные Т-80, выпущенные в Горьком".
То есть, вероятно база для этого эксперимента - один из штучных экземпляров весны 1943.
Заметно следующее:
- "Вкладная" бронировка маски орудия, аналогичная примеру завода 40
- Перископы МК-4 либо открытые либо с маленькой крышкой
- Полное отсуствие поручней
- Ящики ЗИП имеют крышку на 3-х узких петлях
3. Единственный сохранившийся экземпляр в Кубинке.
Walkaround есть на Warspot.ru https://warspot.ru/10682-posledniy-lyog ... snoy-armii и еще несколько фоток https://tankist-31.livejournal.com/212027.html
Подробнее про него отдельно, пока можно отметить что он имеет совершенно другой тип маски, условно "шапка".
4. Фотографий времени эксплуатации найдено 2:
Из основной статьи "Т-80 выезжает из ворот БТРЗ №8, Киев, лето 1944 года. Интересно, что танк получил опорные катки от тягача Я-12"
- бронировка маски не видно какая, но болтов по ее передней части не видно.
- полный комплект поручней
Из поста https://altyn73.livejournal.com/1292715.html "Легкие танки Т-80 61-го танкового полка летом 1944 г."
- бронировка маски, по крайней мере на левой крайней машине - "вкладная"
- полный комплект поручней
Вот, собственно и весь небогатый набор фотоматериала, по которому можно предположить "характерный облик основной серии" из 54 машин, отправленных в войска.
Последний раз редактировалось Ivan_P 25 фев 2020, 12:27, всего редактировалось 2 раза.
Разбор матчасти легкого танка Т-80 1943 г
Комментарии по доступным чертежам/проекциям
1. Самые зачетные картинки собраны вместе
- с сайта госархива, сейчас можно найти тут https://drawingstanks.blogspot.com/2013 ... chive.html:
По информации от DM1967 это чертежи ГАЗ. Стоит обратить внимание на накладную бронировку маски орудия - она немного отличается на разных листах (выступ вверху слева и расположение колпака коллиматрного прицела).
- Фрагменты чертежей от DM1967 по Т-70 с размерами и башня Т-80
2. Источник не знаю, нашел в интернете. Корпус явно взят от чертежа Т-70 из М-Хобби №7 за 2006 год и на него добавлена графика по мотивам экземпляра Т-80 из Кубинки. В основном по башне, и минимально по корпусу, в частности упоры 1,4,5 балансиров опорных катков.
По моему скромному мнению графика хорошая - сопоставляя фрагменты чертежа и фотографии, непонятных нестыковок не обнаружилось.
Сравнивая с материалами статьи https://warspot.ru/10902-pervyy-t-80, стоит отметить несколько моментов, для использования этой графики в моделировании.
- Передняя бронировка маски орудия имеет нетипичную форму "колпака", а не "вкладки". По текущему уровню понимания это характерно для ранних горьковских машин, а не серийных завода 40.
- Форма люка мехвода слишком "квадратная", на машине передние углы выглядят более сглаженными
- То же относится к выступу в левой верхней части этой детали.
- Боковая бронировка выхлопных труб идущих к глушителям выглядит слишком широкой. На кубинской машине эта деталь отсутствует (как и весь короб по крыше), поэтому вероятно измерять было не на чем. На фотографиях эта деталь выглядит короче.
- Перископы МК-4 имеют крышку, отличную от показанных в статье серийных (там как на СУ-12).
- Петли на ящиках ЗИП оставлены с чертежа с Т-70 в количестве 2 шт, что более правильно чем 3 на кубинской машине
- Укладка шанцевого инструмента - не совсем понятно откуда взято. и на кубинской машине и на исторических фотках - по другому.
- На корме места крепления шторок жалюзи радиатора - отсутствует верхний уголок (как и на кубинской машине)
- На корме - фонарь нарисован перпендикулярно плите и, соответственно смотрит вниз. по идее должен быть ориентирован горизонтально.
- Поручни соответствуют "боевым" фотографиям (на борту воздухопритока есть дополнительная передняя ручка по сравнению с ранней серийной машиной)
- На ВЛД на люке доступа к двигателю в оригинале была приварена одна петля (и на исходном чертеже Т-70 она есть). На этом - показано как на кубинской машине - 2 П-образных ручки.
Сначала не понял, почему спереди не видно полукольцевую бронировку под башней, потом догнал - с этого ракурса она закрыта выступающим вверх углом ВЛД.
3. Другой чертежик похуже, его лучше избегать.
Подробно разбирать смысла нет, можно просто отметить пару моментов:
- Неправильная передняя часть башни - вырез в лобовой плите должен быть смещен влево, здесь - симметрично
- Бронировка маски - ни-то ни се - не соответствует ни историческим фотографиям ни кубинской машине
- Люк мехвода нарисован симметричным
- Бронировок выхлопных труб нет совсем.
То есть вероятно информации у автора чертежа на момент его рисования было мало.
PS
Часть изображений собраны на лист для распечатки в 1:72. Скачать PDF можно отсюда https://drive.google.com/file/d/1FK6nTS ... sp=sharing
1. Самые зачетные картинки собраны вместе
- с сайта госархива, сейчас можно найти тут https://drawingstanks.blogspot.com/2013 ... chive.html:
По информации от DM1967 это чертежи ГАЗ. Стоит обратить внимание на накладную бронировку маски орудия - она немного отличается на разных листах (выступ вверху слева и расположение колпака коллиматрного прицела).
- Фрагменты чертежей от DM1967 по Т-70 с размерами и башня Т-80
2. Источник не знаю, нашел в интернете. Корпус явно взят от чертежа Т-70 из М-Хобби №7 за 2006 год и на него добавлена графика по мотивам экземпляра Т-80 из Кубинки. В основном по башне, и минимально по корпусу, в частности упоры 1,4,5 балансиров опорных катков.
По моему скромному мнению графика хорошая - сопоставляя фрагменты чертежа и фотографии, непонятных нестыковок не обнаружилось.
Сравнивая с материалами статьи https://warspot.ru/10902-pervyy-t-80, стоит отметить несколько моментов, для использования этой графики в моделировании.
- Передняя бронировка маски орудия имеет нетипичную форму "колпака", а не "вкладки". По текущему уровню понимания это характерно для ранних горьковских машин, а не серийных завода 40.
- Форма люка мехвода слишком "квадратная", на машине передние углы выглядят более сглаженными
- То же относится к выступу в левой верхней части этой детали.
- Боковая бронировка выхлопных труб идущих к глушителям выглядит слишком широкой. На кубинской машине эта деталь отсутствует (как и весь короб по крыше), поэтому вероятно измерять было не на чем. На фотографиях эта деталь выглядит короче.
- Перископы МК-4 имеют крышку, отличную от показанных в статье серийных (там как на СУ-12).
- Петли на ящиках ЗИП оставлены с чертежа с Т-70 в количестве 2 шт, что более правильно чем 3 на кубинской машине
- Укладка шанцевого инструмента - не совсем понятно откуда взято. и на кубинской машине и на исторических фотках - по другому.
- На корме места крепления шторок жалюзи радиатора - отсутствует верхний уголок (как и на кубинской машине)
- На корме - фонарь нарисован перпендикулярно плите и, соответственно смотрит вниз. по идее должен быть ориентирован горизонтально.
- Поручни соответствуют "боевым" фотографиям (на борту воздухопритока есть дополнительная передняя ручка по сравнению с ранней серийной машиной)
- На ВЛД на люке доступа к двигателю в оригинале была приварена одна петля (и на исходном чертеже Т-70 она есть). На этом - показано как на кубинской машине - 2 П-образных ручки.
Сначала не понял, почему спереди не видно полукольцевую бронировку под башней, потом догнал - с этого ракурса она закрыта выступающим вверх углом ВЛД.
3. Другой чертежик похуже, его лучше избегать.
Подробно разбирать смысла нет, можно просто отметить пару моментов:
- Неправильная передняя часть башни - вырез в лобовой плите должен быть смещен влево, здесь - симметрично
- Бронировка маски - ни-то ни се - не соответствует ни историческим фотографиям ни кубинской машине
- Люк мехвода нарисован симметричным
- Бронировок выхлопных труб нет совсем.
То есть вероятно информации у автора чертежа на момент его рисования было мало.
PS
Часть изображений собраны на лист для распечатки в 1:72. Скачать PDF можно отсюда https://drive.google.com/file/d/1FK6nTS ... sp=sharing
-
- Сообщения: 11729
- Зарегистрирован: 24 сен 2015, 15:26
- Откуда: г. Шебекино, Белгородской обл.
Разбор матчасти легкого танка Т-80 1943 г
Спасибо, Иван !
Разбор матчасти легкого танка Т-80 1943 г
Смотрю я на это, на свои попытки собрать Т-80.... И задумался - а не сделать ли его целиком?)))
Прежде люди были ближе друг другу, поскольку оружие было только ближнего боя.
-
- Сообщения: 3499
- Зарегистрирован: 25 сен 2015, 21:59
- Откуда: Энгельс, Саратов
Разбор матчасти легкого танка Т-80 1943 г
Было бы не плохо... а то башни, люки... а корпуса то нормалього нет..
-
- Сообщения: 5708
- Зарегистрирован: 13 сен 2015, 22:06
- Откуда: Москва
Разбор матчасти легкого танка Т-80 1943 г
всё в твоих руках.
Разбор матчасти легкого танка Т-80 1943 г
Размышления по поводу накладной бронировке подвижной части маски орудия
На фотографиях машин и завода 40 и ГАЗ из в статье Пашолока лицо одно, на единственном сохранившемся экземпляре в Кубинке - другое.
Тут вверху нарезка фрагментов из исторических фото в попытке разглядеть верхний левый угол маски и фотография лба башни до монтажа маски, отнесенная к заводу 40
Внизу - кубинская машина (выступ слева вверху) и чертеж ГАЗ (без выступа)
На другом чертеже ГАЗ - деталь с выступом, как на кубинской машине.
Возможно, наблюдаемая разница - это 2 принципиально разных исполнения лба башни и детали, закрывающей маску орудия.
Образно говоря
А) "шапка", которая показана на обоих чертежах и присутствует на Кубинской машины. Судя по фрагментам чертежей - может быть с выступом и без
Б) "вкладка", которая заметна на серийных машинах, и там же есть фотка лобовой детали башни, куда она прикручивается.
То есть, эта накладка крепится по 4 болта сверху и снизу, а вот по центру - либо болты с фасадной части на "вкладке", либо с боков на "шапке".
Сопоставляя с сообщением в статье Пашолока "Уже в апреле работы по Т-80 на ГАЗ им. Молотова постепенно стали затухать." можно предположить, что тип "шапка" применялся на ГАЗ весной 1943 года, т.е. до начала основного выпуска. Другая машина ГАЗ, участвовавшая в испытаниях ВТ-43 имеет тип "вкладка"
Еще про подвижную часть маски, из этой же статьи:
"Подвижная бронировка орудийной маски литой конструкции. Такие ставились и на ГАЗ, и на заводе №40. Разработанная в КБ ГАЗ им. Молотова сварная бронировка в серию так и не пошла"
Четких фотографий спереди, иллюстрирующих стык кожуха ствола с основной деталью маски, найти не удалось, поэтому непонятно, была ли эта деталь цельнолитой, наподобие Т-70, или все-таки в этом месте сварка.
На кубинской машине четко виден сварной шов, может это и имелось в виду под сварной бронировкой, не пошедшей в серию ?
Еще про установку пушки, тут хорошо видны особенности
- ось орудия выше оси маски
- лобовая плита башни продлена ниже пола и выше крыши
- крепление накладной бронировки на лобовую плиту башни. правда тут не ясен тип этой бронировки
а здесь видна верхняя часть лобовой плиты
На фотографиях машин и завода 40 и ГАЗ из в статье Пашолока лицо одно, на единственном сохранившемся экземпляре в Кубинке - другое.
Тут вверху нарезка фрагментов из исторических фото в попытке разглядеть верхний левый угол маски и фотография лба башни до монтажа маски, отнесенная к заводу 40
Внизу - кубинская машина (выступ слева вверху) и чертеж ГАЗ (без выступа)
На другом чертеже ГАЗ - деталь с выступом, как на кубинской машине.
Возможно, наблюдаемая разница - это 2 принципиально разных исполнения лба башни и детали, закрывающей маску орудия.
Образно говоря
А) "шапка", которая показана на обоих чертежах и присутствует на Кубинской машины. Судя по фрагментам чертежей - может быть с выступом и без
Б) "вкладка", которая заметна на серийных машинах, и там же есть фотка лобовой детали башни, куда она прикручивается.
То есть, эта накладка крепится по 4 болта сверху и снизу, а вот по центру - либо болты с фасадной части на "вкладке", либо с боков на "шапке".
Сопоставляя с сообщением в статье Пашолока "Уже в апреле работы по Т-80 на ГАЗ им. Молотова постепенно стали затухать." можно предположить, что тип "шапка" применялся на ГАЗ весной 1943 года, т.е. до начала основного выпуска. Другая машина ГАЗ, участвовавшая в испытаниях ВТ-43 имеет тип "вкладка"
Еще про подвижную часть маски, из этой же статьи:
"Подвижная бронировка орудийной маски литой конструкции. Такие ставились и на ГАЗ, и на заводе №40. Разработанная в КБ ГАЗ им. Молотова сварная бронировка в серию так и не пошла"
Четких фотографий спереди, иллюстрирующих стык кожуха ствола с основной деталью маски, найти не удалось, поэтому непонятно, была ли эта деталь цельнолитой, наподобие Т-70, или все-таки в этом месте сварка.
На кубинской машине четко виден сварной шов, может это и имелось в виду под сварной бронировкой, не пошедшей в серию ?
Еще про установку пушки, тут хорошо видны особенности
- ось орудия выше оси маски
- лобовая плита башни продлена ниже пола и выше крыши
- крепление накладной бронировки на лобовую плиту башни. правда тут не ясен тип этой бронировки
а здесь видна верхняя часть лобовой плиты
Разбор матчасти легкого танка Т-80 1943 г
Просуммировал (и если что всплывет - сюда же добавлю) комментарии по машине из Кубинки, которые полезно принять во внимание при использовании фотографий данного экземпляра для постройке модели, претендующей на облик серийной.
Хороший walkaround под открытом небом можно увидеть тут https://warspot.ru/10682-posledniy-lyog ... snoy-armii. Еще фотки тут https://tankist-31.livejournal.com/212027.html
и 2 самых полезных фотки из второго источника, которых нет в волке с Warspot стоит процитировать тут:
Как и большинство музейных образцов, данный экземпляр имеет ряд особенностей/отклонений. Замечания вынесены в основном по сравнению с историческими фотографиями, приведенными в статье Юрия Пашолока "Первый Т-80", а где-то - с фотографиями Т-70. Все не точно, но лучше обратить внимание.
1. Передняя часть башни и маска пушки.
- накладная бронировка типа "шапка", смотреть предыдущий пост
2. Верх башни
- Колпак коллиматорного прицела расположен параллельно оси башни. На чертеже, приведенном DM1967 - с выраженным углом к оси. На исторических фотках этого не видно, поэтому как было в серии - не понятно.
- Перископы МК-4 имеют крышку позднего типа и на люке мехвода - тоже. На серийных машинах перископ имеет более сложную крышку, как на СУ-12
3. Корпус
- Отсутствует кожух выхлопных труб и боковая бронировка перед глушителями
- Глушители закреплены нештатно - верхний отвалился от борта. Полос, которыми глушители притянуты к борту нет.
- Окончания выхлопных труб после глушителя обрезаны
- На нижней кормовой детали отсутствует задний фонарь, остались только крепления под него. На этой машине фонарь перенесен на крышу корпуса слева под нишей башни.
- Там же, отсутствует верхний уголок фиксации заглушек радиатора.
- Передние брызговики несколько странные, но детально пока сказать нечего.
4. Обвес
- Комплект поручней соответствует историческим примерам из первого поста.
В частности заметен передний поручень на воздухопритоке, которого на рассмотренной в статье серийной машине завода 40 нет.
- Однако, на ВЛД на люке доступа к двигателю имеются 2 приваренных ручки по бокам, которых на исторических фото вроде бы нет.
- Шанцевый инструмент на правой полке уложен отличным образом от
- Ящики ЗИП - крышка имеет 3 петли. в то время как на исторических фотографиях Т-70 и Т-80 как правило 2 штуки. хотя на ГАЗовских машинах - 3
Хороший walkaround под открытом небом можно увидеть тут https://warspot.ru/10682-posledniy-lyog ... snoy-armii. Еще фотки тут https://tankist-31.livejournal.com/212027.html
и 2 самых полезных фотки из второго источника, которых нет в волке с Warspot стоит процитировать тут:
Как и большинство музейных образцов, данный экземпляр имеет ряд особенностей/отклонений. Замечания вынесены в основном по сравнению с историческими фотографиями, приведенными в статье Юрия Пашолока "Первый Т-80", а где-то - с фотографиями Т-70. Все не точно, но лучше обратить внимание.
1. Передняя часть башни и маска пушки.
- накладная бронировка типа "шапка", смотреть предыдущий пост
2. Верх башни
- Колпак коллиматорного прицела расположен параллельно оси башни. На чертеже, приведенном DM1967 - с выраженным углом к оси. На исторических фотках этого не видно, поэтому как было в серии - не понятно.
- Перископы МК-4 имеют крышку позднего типа и на люке мехвода - тоже. На серийных машинах перископ имеет более сложную крышку, как на СУ-12
3. Корпус
- Отсутствует кожух выхлопных труб и боковая бронировка перед глушителями
- Глушители закреплены нештатно - верхний отвалился от борта. Полос, которыми глушители притянуты к борту нет.
- Окончания выхлопных труб после глушителя обрезаны
- На нижней кормовой детали отсутствует задний фонарь, остались только крепления под него. На этой машине фонарь перенесен на крышу корпуса слева под нишей башни.
- Там же, отсутствует верхний уголок фиксации заглушек радиатора.
- Передние брызговики несколько странные, но детально пока сказать нечего.
4. Обвес
- Комплект поручней соответствует историческим примерам из первого поста.
В частности заметен передний поручень на воздухопритоке, которого на рассмотренной в статье серийной машине завода 40 нет.
- Однако, на ВЛД на люке доступа к двигателю имеются 2 приваренных ручки по бокам, которых на исторических фото вроде бы нет.
- Шанцевый инструмент на правой полке уложен отличным образом от
- Ящики ЗИП - крышка имеет 3 петли. в то время как на исторических фотографиях Т-70 и Т-80 как правило 2 штуки. хотя на ГАЗовских машинах - 3
Разбор матчасти легкого танка Т-80 1943 г
Фундаментальный подход к вопросу. Браво!!! Хоть совсем не моя тема, но прочитал с огромным удовольствием.
Подобные анализы, на мой взгляд, нужно выделить в отдельную ветку, чтобы не затерялись со временем. А вообще это заслуживает быть сохранееным на бумажной основе в печатном варианте.
Подобные анализы, на мой взгляд, нужно выделить в отдельную ветку, чтобы не затерялись со временем. А вообще это заслуживает быть сохранееным на бумажной основе в печатном варианте.
С уважением
Дмитрий
Дмитрий
Разбор матчасти легкого танка Т-80 1943 г
По большому счету тут просто "верстка" информации из других источников в вид, более удобный (на мой взгляд) при постройке модели.Rayak писал(а): ↑13 фев 2020, 23:32Фундаментальный подход к вопросу. Браво!!! Хоть совсем не моя тема, но прочитал с огромным удовольствием. Подобные анализы, на мой взгляд, нужно выделить в отдельную ветку, чтобы не затерялись со временем. А вообще это заслуживает быть сохранееным на бумажной основе в печатном варианте.
Как штук 10 наберется - можно подумать как выделить. а пока формат не устаканился, и продолжение непонятно, то вроде и смысла нет. Про бумажную основу я тоже думал - и это была одна из первоначальных целей, чтобы избавиться от работы с компьютером. Но пока для своих моделей не удалось добиться полноты такого дизайн документа. В результате стол может быть завален распечатками, но все равно нужен комп.
Кстати, у нас в музее стоит Т-70, насколько я понимаю по люку мехвода, выхлопу и поддерживающим роликам - ранний. Если кто надумает разрабатывать и выпускать модель - могу сходить замеры сделать.
Разбор матчасти легкого танка Т-80 1943 г
Коллега просил смасштабировать другие проекции Т-70 из Фронтовой Иллюстрации 2006-03 вот такие
Вот ссылки на word и pdf для распечатки в 1/72
https://drive.google.com/open?id=1vrleF ... FJG9l3pdHQ
https://drive.google.com/open?id=18H3Xa ... g5XTj-hULJ
Вот ссылки на word и pdf для распечатки в 1/72
https://drive.google.com/open?id=1vrleF ... FJG9l3pdHQ
https://drive.google.com/open?id=18H3Xa ... g5XTj-hULJ
Разбор матчасти легкого танка Т-80 1943 г
Аггрегация видов и комментариев по элементам машины. Особенности модели тут не отражены.
В основном отражена информация по серийным машинам, а поскольку фотоматериала по ним очень мало - некоторые фрагменты взяты с Т-70.
Фрагменты по сохранившейся машине из Кубинки приводится или в случае "похоже на серийные" или наоборот, как иллюстрация отличий.
Собрано из треда viewtopic.php?f=8&t=1701 и может быть уместным при постройке модели, не обязательно УМ.:
1. Корпус
1.1 общие комментарии
- Крыша корпуса - одна деталь, в отличие от Т-70.
- На левом борту башня защищена полукруглой бронировкой.
- Спереди и сзади нижняя часть башни защищена уголком, согнутым полукругом и привинченым на крышу корпуса.
1.2 Лоб
- Люк мехвода несимметричен, радиус скругления передних углов довольно большой.
- Перископ - см в разделе про башню.
- Стык НЛД и ВЛД: Нижняя деталь впереди, соотв сверху - сварной шов.
- Расположение ручек на люке - смотреть на исторические фотографии, а не машину из Кубинки
- Нижняя часть передних грязевых щитков (заходят на НЛД)
1.3 Корма
- На НКД уголками крепятся крышки жалюзи решетки радиатора. По верху, немного правее оси - задняя светотехника
На фотографиях Т-70 видны крышки установленные как вдоль так и поперек короба над радиатором. Учитывая его прямоугольность - размеры крышек могли быть разными для этих вариантов, что, по идее, должно было отразиться и на кормовом креплении.
1.4 Низ
n/a (сам не разбирал, если кто отпишется в комментариях - включу сюда)
1.5 Башня
- Передняя плита башни
- Самый спорный момент - бронировка передней части, закрывающей маску, поскольку тут возможны варианты:
- Ось орудия проходит выше оси "цилиндра" подвижной части маски.
Это же заметно на другом чертеже:
- На крыше башни есть открывающийся вправо люк-крышка коллиматорного прицела. По фрагментам чертежей видны 2 варианта его формы и установки, но, на исторических фото этого узла не видно.
- Поворачивающаяся башенка заряжающего имеет заметный бортик по верху
2. Ходовая часть
Подробно не разбирал. отдельные комментарии:
- Расположение поддерживающих катков, тут уместно процитировать данные от DM1967:
Расстояние от оси ведущего катка до оси первого поддерживающего на Т-70 - 750 мм, от первого поддерживающего до второго - 818, У Т-70Б - 630 и 1000 соответственно, У Т-80 - 560 и 1010 соответственно.
Поверхностно, потому как надо смотреть какие это значения - по прототипам (проектам) или по серийным. Вывод - катки все время "ползали" по борту
- Ограничители хода балансиров
- "Рабочая" высота подвески: посмотреть по фотографиям насколько машина поднята и, соответственно, в каком положении должны быть балансиры.
3. Интерьер
n/a
4. Экстерьер
4.1 Вентиляция/Охлаждение/Выхлоп
- Воздухоприток па правом борту имеет 2 перемычки
- Решетка радиатора имеет 5 жалюзи, закрыта коробом с сеткой.
Информация от DM1967: Размер рамки сетки воздуховода - 816х676 мм, размер сетки в сборе - 858х725. Это - для Т-70. И для Т-70Б размер щитка сетки (габаритный) - 772х284.
- Выхлопные трубы закрыты сверху коробом как и на поздних Т-70, а по правому борту - пластиной. Глушители крепятся к борту через 2 полосы. Нарезка сделана вместе с Т-70, на кубинскую машину смотреть в этой части не стоит:
4.2 Буксирные приспособления
- 3 одинаковых крюка. Снабжены фиксатором на корпусе.
4.3 Остекление или приборы наблюдения
- Все приборы (2 на башне и один на люке мехвода) - одного типа. Обратить внимание на характерную крышку. также встречается на СУ-12.
4.4 Свето/звукотехника
- Расположение фары и звукового сигнала на машине из Кубинки соотвествуют оригиналу.
- Звуковой сигнал - обычно "тарелка"
- Фара на исторических фотографиях, включая Т-70, может быть короткой или длинной. На машине из Кубинки - средняя по размеру, возможно послевоенная.
4.5 Съемный обвес (расположение инструмента, ЗИП, баков, брезента)
- На правом крыле - лом и лопата. На левом на Т-70 вроде запасные траки, но на фотографиях Т-80 не видно. На машине из Кубинки - новодел.
- Ящики ЗИП: видно что передний ящик заходит под боковую бронировку башни. т.е. учесть высоту. Крышка на 2-х петлях (вероятно на ГАЗе - на 3-х)
Будем надеяться, что следующий производитель, нацелившийся на модель Т-80, что-то из этого учтет.
В основном отражена информация по серийным машинам, а поскольку фотоматериала по ним очень мало - некоторые фрагменты взяты с Т-70.
Фрагменты по сохранившейся машине из Кубинки приводится или в случае "похоже на серийные" или наоборот, как иллюстрация отличий.
Собрано из треда viewtopic.php?f=8&t=1701 и может быть уместным при постройке модели, не обязательно УМ.:
1. Корпус
1.1 общие комментарии
- Крыша корпуса - одна деталь, в отличие от Т-70.
- На левом борту башня защищена полукруглой бронировкой.
- Спереди и сзади нижняя часть башни защищена уголком, согнутым полукругом и привинченым на крышу корпуса.
1.2 Лоб
- Люк мехвода несимметричен, радиус скругления передних углов довольно большой.
- Перископ - см в разделе про башню.
- Стык НЛД и ВЛД: Нижняя деталь впереди, соотв сверху - сварной шов.
- Расположение ручек на люке - смотреть на исторические фотографии, а не машину из Кубинки
- Нижняя часть передних грязевых щитков (заходят на НЛД)
1.3 Корма
- На НКД уголками крепятся крышки жалюзи решетки радиатора. По верху, немного правее оси - задняя светотехника
На фотографиях Т-70 видны крышки установленные как вдоль так и поперек короба над радиатором. Учитывая его прямоугольность - размеры крышек могли быть разными для этих вариантов, что, по идее, должно было отразиться и на кормовом креплении.
1.4 Низ
n/a (сам не разбирал, если кто отпишется в комментариях - включу сюда)
1.5 Башня
- Передняя плита башни
- Самый спорный момент - бронировка передней части, закрывающей маску, поскольку тут возможны варианты:
- Ось орудия проходит выше оси "цилиндра" подвижной части маски.
Это же заметно на другом чертеже:
- На крыше башни есть открывающийся вправо люк-крышка коллиматорного прицела. По фрагментам чертежей видны 2 варианта его формы и установки, но, на исторических фото этого узла не видно.
- Поворачивающаяся башенка заряжающего имеет заметный бортик по верху
2. Ходовая часть
Подробно не разбирал. отдельные комментарии:
- Расположение поддерживающих катков, тут уместно процитировать данные от DM1967:
Расстояние от оси ведущего катка до оси первого поддерживающего на Т-70 - 750 мм, от первого поддерживающего до второго - 818, У Т-70Б - 630 и 1000 соответственно, У Т-80 - 560 и 1010 соответственно.
Поверхностно, потому как надо смотреть какие это значения - по прототипам (проектам) или по серийным. Вывод - катки все время "ползали" по борту
- Ограничители хода балансиров
- "Рабочая" высота подвески: посмотреть по фотографиям насколько машина поднята и, соответственно, в каком положении должны быть балансиры.
3. Интерьер
n/a
4. Экстерьер
4.1 Вентиляция/Охлаждение/Выхлоп
- Воздухоприток па правом борту имеет 2 перемычки
- Решетка радиатора имеет 5 жалюзи, закрыта коробом с сеткой.
Информация от DM1967: Размер рамки сетки воздуховода - 816х676 мм, размер сетки в сборе - 858х725. Это - для Т-70. И для Т-70Б размер щитка сетки (габаритный) - 772х284.
- Выхлопные трубы закрыты сверху коробом как и на поздних Т-70, а по правому борту - пластиной. Глушители крепятся к борту через 2 полосы. Нарезка сделана вместе с Т-70, на кубинскую машину смотреть в этой части не стоит:
4.2 Буксирные приспособления
- 3 одинаковых крюка. Снабжены фиксатором на корпусе.
4.3 Остекление или приборы наблюдения
- Все приборы (2 на башне и один на люке мехвода) - одного типа. Обратить внимание на характерную крышку. также встречается на СУ-12.
4.4 Свето/звукотехника
- Расположение фары и звукового сигнала на машине из Кубинки соотвествуют оригиналу.
- Звуковой сигнал - обычно "тарелка"
- Фара на исторических фотографиях, включая Т-70, может быть короткой или длинной. На машине из Кубинки - средняя по размеру, возможно послевоенная.
4.5 Съемный обвес (расположение инструмента, ЗИП, баков, брезента)
- На правом крыле - лом и лопата. На левом на Т-70 вроде запасные траки, но на фотографиях Т-80 не видно. На машине из Кубинки - новодел.
- Ящики ЗИП: видно что передний ящик заходит под боковую бронировку башни. т.е. учесть высоту. Крышка на 2-х петлях (вероятно на ГАЗе - на 3-х)
Будем надеяться, что следующий производитель, нацелившийся на модель Т-80, что-то из этого учтет.
Конспект по матчасти легкого танка Т-80 1943 г
Понял что на "разбор матчасти" текущий уровень понимания не тянет. Переименую тред до студенческого "конспект". Пардон, если термины употреблены неправильно